Арктика: от планов до освоения

14 Дек 2016

Арктика: от планов до освоения

Россия обозначила в качестве одной из главных стратегических целей государственной политики в области недропользования развитие ресурсной базы на шельфе. Отечественные компании озвучивают всё новые планы освоения месторождений в Арктической зоне. Так, по информации вице-премьера Дмитрия Рогозина, в период до 2030 г. в данном регионе будет осуществлено порядка 150 проектов, на которые будет потрачено порядка 5 трлн рублей.

Мария Кутузова
© "Газпром нефть"

В начале осени внесены поправки в план реализации "Стратегии развития Арктической зоны РФ на период до 2020 г.", утверждённой президентом в феврале 2013 г. Изменения касаются порядка 80 мер по 6 направлениям.

Однако государство не может эффективно развивать Арктическую зону без взаимодействия с деловым сообществом. Вместе с тем, в этом вопросе нельзя всё сводить к предоставлению налоговых преференций недропользователям. Арктика требует общих усилий, прежде всего, по ликвидации инфраструктурных ограничений. 

Одним из последних громких шагов администрации президента США Барака Обамы стала блокировка планов бурения новых нефтяных и газовых скважин на арктическом шельфе на ближайшие пять лет. Соединённые Штаты до 2022 г. отказываются от выдачи лицензий на геологоразведку и добычу на нефтегазоносных участках шельфа в Чукотском море, море Бофорта и заливе Кука. Согласно оценкам, запасы нефти в американской части арктических морей могут достигать порядка 27 млрд баррелей н. э. и  132 трлн куб. футов газа.

В свою очередь, крупнейшие международные компании, такие как Shell и ExxonMobil, откладывают реализацию арктических проектов на неопределённый срок из-за высоких издержек и давления со стороны экологических организаций.

В российской части Арктики всё совсем наоборот. Анонсирован старт многочисленных проектов на основе разработки минерально-сырьевой базы. Несмотря на долгий экономический кризис и низкие цены на сырьевых рынках, различными ведомствами формируется план масштабного освоения арктического региона.

Пока российская госмашина занята производством различных документов (стратегий, программ, планов, законов, формирующих будущий режим освоения северных рубежей), компании решают непростые вопросы привлечения инвестиций в новое "арктическое чудо" России.

Полтора года назад была создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики с целью координации деятельности госорганов и принимаемых ими решений. В её состав входят 9 комиссий по самым разным направлениям. В качестве интегрирующей площадки функционирует Деловой совет госкомиссии по Арктике. Фактически все компании (в том числе и транспортные предприятия, и морские порты), работающие в арктических регионах, входят в состав этого совета.

Минэкономразвития предлагает сформировать будущий каркас социально-экономического развития Арктической зоны. Все очаги экономической активности – проекты по добыче природных ресурсов и расширению транспортных мощностей – станут так называемыми опорными зонами развития. Каждая такая ОЗ будет формироваться отдельным решением правительства с перечнем конкретных проектов. Их комплексную реализацию предполагается увязать по срокам и финансовому обеспечению. Это могут быть проекты, осуществляемые как в самой Арктике, так и за её пределами – в случае, если они формируют грузопоток или используют трассу Севморпути в качестве основного транспортного маршрута.

Планируемые на шельфе арктических морей проекты являются зоной стратегических интересов российских компаний. Предполагается, что в этом регионе будет сформирован крупный центр добычи углеводородов, который в перспективе станет одним из ведущих в России.

По словам заместителя председателя правления "НОВАТЭКа" Дениса Храмова, проект "Ямал СПГ", реализуемый в сотрудничестве с рядом иностранных компаний, выполняется в строгом соответствии с графиком и бюджетом. Проект реализуется на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Готовность строящегося завода по сжижению газа составляет 70%, первой линии – 85%. Третий сезон работает порт Сабетта, в котором действуют 6 постоянных и 9 временных причалов. На них уже доставлено 10 млн т грузов. Через международный аэропорт Сабетта к сентябрю этого года перевезено 150 тыс. пассажиров, выполнено 10 тыс. рейсов. До конца текущего года планируется запустить первую очередь на собственной электростанции.

По словам Д. Храмова, стратегически выгодное положение проекта позволит организовать поставки газа в обоих направлениях – в Европу и страны АТР. Часть сжиженного газа не будет привязана к какому-либо региону, а будет реализовываться на открытом рынке. Проект оценивается в 27 млрд долларов. По уверениям топ-менеджеров, все вопросы с финансированием "Ямал СПГ" "почти сняты".

 "Газпром нефть" – одна из немногих в мире компаний, ведущих промышленную добычу в суровых условиях Арктики. По словам заместителя генерального директора по развитию шельфовых проектов Андрея Патрушева, компания намерена и в дальнейшем удерживать лидерство в разработке арктического шельфа. Как рассказал российский топ-менеджер, выступая в ходе "Русского дня" на международной конференции Offshore Northern Seas (ONS-2016) в норвежском Ставангере, уже сейчас по объемам прироста добычи углеводородов "Газпром нефть" занимает первое место в российской нефтегазовой промышленности. Так, в 2015 г. добыча выросла на 20% и достигла примерно 80 млн т н. э., а за последние пять лет она увеличилась на 39%.

Объёмы доказанных запасов "Газпром нефти" – 1,5 млрд т н. э. – ставят её в один ряд с крупнейшими нефтяными компаниями мира. Она ведёт активные геологоразведочные работы как в традиционных нефтяных провинциях, так и на шельфе РФ. Нужно отметить, что первая морская скважина была пробурена компанией (тогда носившей имя "Сибнефти") на шельфе Анадырского залива, у берегов Чукотки. Сегодня же у ей принадлежит первый реализованный нефтяной проект в Арктике – освоение Приразломного месторождения.

Нефть нового российского сорта Arctic Oil была впервые отгружена с платформы в апреле 2014 г. Она характеризуется высоким содержанием битумов и низким содержанием парафинов; имеет большое число фракций, используемых при производстве масел, и легко транспортируется. Нефть подходит для глубокой переработки на сложных технологических НПЗ в Северо-Западной Европе.

24 октября 2016 г. с морской ледостойкой стационарной платформы "Приразломная" был отгружен сороковой танкер с нефтью. На конец ноября накопленная добыча на месторождении составляет 20 млн баррелей. Напомним, что запасы Приразломного превышают 70 млн т. Это позволяет достичь годового уровня добычи в 4,8-6 млн т.

ООО "Газпром бурение" построило на месторождении восемь скважин. В ближайшей перспективе там будет пробурено ещё 5 эксплуатационных скважин. Всего же, согласно проекту, на Прираздомном намечается пробурить 32 скважины. "Приразломное – флагман арктических проектов, уникальный опыт как для России, так и для зарубежья. Строительство платформы было успешно реализовано на российских производственных мощностях. Наша промышленность, отечественные заводы позволяют осваивать амбициозные шельфовые проекты в условиях Арктики", – утверждает А. Патрушев.

Полный текст читайте в №11-12 "Нефти России"

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2017. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – exdesign.su