"Белая и прозрачная" нефтехимия

30 Июл 2013

"Белая и прозрачная" нефтехимия

На один июльский день небольшой город Благовещенск в Башкортостане стал центром отечественной нефтехимии. Ибо расположенный здесь завод "ПОЛИЭФ" был избран местом проведения правительственного совещания "О мерах по  развитию химического и нефтехимического комплекса России".

Валерий Андрианов

Два аналогичных мероприятия, состоявшиеся в 2009 году в Нижнекамске (Татарстан) и в 2010 году в Кстово (Нижегородская область) дали отрасли мощный импульс и послужили основой для создания правительственного плана её развития на период до 2030 года. Совещание на "ПОЛИЭФе" имело своей целью проанализировать ход модернизации нефтехимической промышленности, обозначит основные препятствия на этом пути и найти варианты их устранения.

Осматривая новые производственные объекты на "ПОЛИЭФе" и подходя к столу с образцами  продукции предприятия – полиэтилентрефталата – местные и московские журналисты почему-то  задавали один и тот же вопрос: "А чем белые гранулы отличаются от прозрачных?". И специалисты раз за разом терпеливо объясняли, что из прозрачных получают белые, и они уже служат для производства различной упаковки. Заметя интерес к этой "цветовой игре" сотрудники предприятия даже принялись сооружать небольшую художественную композицию из полимерных гранул в большой стеклянной ёмкости возле одного из корпусов… И журналисты не скрывали своих улыбок, когда спустя несколько часов точно такой же вопрос о "цветовой дифференциации" ПЭТФ задал премьер-министр Дмитрий Медведев.

А состоявшийся чуть позже серьёзный разговор о перспективах отечественной нефтехимии неожиданно напомнил как раз эти двухцветные гранулы. Ибо от отрасли сегодня требуют быть одновременно и "белой" и "прозрачной". С одной стороны, правительство и региональные власти возлагают на неё большие надежды, связанные с расширением производства продукции высоких переделов и уходом от сырьевой зависимости отечественной экономики, увеличением налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, созданием новых рабочих мест. С другой стороны, на глобальном нефтехимическом рынке обостряется конкуренция, свои позиции укрепляют такие мощные игроки, как Китай и США. И поэтому российским нефтехимикам необходимо максимально повысить эффективность своих производств, сделать их конкурентоспособными на мировой арене. Но совместимы ли эти две группы задач, возможно ли объединить государственную стратегию и корпоративный интерес, сочетать "белое" с "прозрачным"?

 В своём выступлении Дмитрий Медведев отметил, что, несмотря на относительно неплохой рост производства в отрасли, доля высокотехнологичной продукции в её экспорте не превышает 10%. "То есть мы, как и в других местах, продаём сырьё, а чаще всего покупаем за рубежом готовые продукты, которые очень часто производятся из нашего же сырья. Причины известны: устаревшее оборудование, слабая научно-техническая база, неконкурентоспособная пока, к сожалению, продукция российского машиностроения, инфраструктурные ограничения, касающиеся прежде всего транспортировки нефтегазового сырья, и общая сложная структура этого комплекса", – отметил премьер. Но, по мнению Д. Медведева, имеются хорошие предпосылки для изменения ситуации. Первая из них – избыток относительно дешёвого и доступного сырья. Вторая – ёмкий и быстро растущий внутренний рынок. Третья – реализация масштабных долгосрочных проектов. Наконец, четвёртая – наличие вертикально интегрированных структур, которые способны самостоятельно создавать конкурентоспособные производства и оперативно реагировать на изменения на мировом рынке.

Министр энергетики РФ Александр Новак сравнил ситуацию в отечественной нефтехимии с песочными часами.  Большое количество сырья (36 млн т) упирается в узкое горлышко мощностей (3 млн т по пиролизу), которые в свою очередь не могут покрыть спрос (5 млн т). Поэтому необходимо "расширить горлышко", то есть увеличить производство крупнотоннажных полимеров. А чтобы обеспечить сбыт данной продукции требуется увеличить среднедушевое потребление крупнотоннажных пластмасс в 3,4 раза, а каучуков – в 2,6 раза.

Но, ожидая от бизнеса этих свершений, государство должно сделать шаги ему навстречу. Как отметил генеральный директор СИБУРа Дмитрий Конов, издержки  регуляторной среды являются одной из причин низкой производительности труда в отрасли. Устаревшие и явно избыточные нормы госрегулирования не дают возможности сделать труд более интенсивным, препятствуют оптимизации технологических процессов и приводят к удорожанию новых проектов на 20-30%. В странах, являющихся основными конкурентами России не нефтехимическом рынке, государственное регулирование отрасли более гибкое и это серьёзно играет против нашей страны.

Как полагает Д. Конов, государственное регулирование должно быть гораздо жёстче. "Разрыв в эффективности между различными технологиями огромен. Поэтому вывод старых технологий может являться не только опцией бизнеса, но и его обязанностью", – отметил генеральный директор СИБУРа. При этом вероятные временные потери рабочих мест и налогов в результате закрытия физически и морально устаревших предприятий могут быть с лихвой компенсированы за счёт создания новых высокоэффективных и конкурентных производств. СИБУР доказал жизнеспособность подобной модели на своём примере, когда, закрыв в Нижегородской области устаревшее малотоннажное производство ПВХ и каустика, он приступил к созданию на его базе индустриального парка "Ока-Полимер".

Таким образом, совещание показало, что при правильном подходе к государственному регулированию отрасль может совмещать две, казалось бы, разнонаправленные задачи. С одной стороны, служить опорой социально-экономического развития регионов и страны в целом. А с другой стороны, выигрывать в конкурентной борьбе у зарубежных производителей.

Темы: 

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2018. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – exdesign.su