Его Величество субъективный фактор

7 Апр 2014

Его Величество субъективный фактор

В настоящее время очень актуальным стало составление прогнозов – краткосрочных, так и на длительную перспективу. Когда делают прогноз, особенно долговременный, стараются учесть все статистические данные, накопленные на тот момент, оценить объективные факторы и их влияние на ход развития событий, предугадать возможные последствия, включая эффект внезапности. Но очень часто упускают из виду субъективный аспект, то есть действия лиц, принимающих решения.

Лариса Рубан, доктор социологических наук, профессор, руководитель международного проекта "Диалоговое партнёрство как фактор стабильности и интеграции" Института энергетических исследований РАН

Если мы затрагиваем сферу межгосударственных отношений и взаимодействий, то здесь необходимы не только тонкое дипломатическое чутьё и дар предвидения, но и знание и учёт мнения другой стороны, её позиций, традиций и, разумеется, объективных факторов, определяющих события. Особый интерес в настоящий момент, но и особую сложность, представляет изучение восточного направления внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, в первую очередь её энергетического аспекта.

Интерес к восточному направлению обусловлен тем, что АТР – наиболее быстро развивающийся регион мира. На него приходится значительная доля мирового спроса на энергоресурсы. Их основными потребителями являются такие гиганты, как США, Китай и Россия. За последние пять лет в КНР энергопотребление выросло на 75%. Прогнозируется, что в 2020 г. более 50% мирового ВВП будет производиться в государствах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Итак, возникает вопрос: "Как исследовать субъективный фактор с учётом его восточной специфики?"

В ходе нашего проекта "Диалоговое партнёрство как фактор усиления стабильности и интеграции" для оценки ситуации на Дальнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе мы с 2005 г. проводим международные экспертные опросы. В качестве экспертов выступают специалисты высшей квалификации и VIP-персоны (лица, принимающие решения) из 16 стран: России, Китая, США, Японии, Брунея, Вьетнама, Индии, Индонезии, Республики Корея, Монголии, Малайзии, Мьянмы, Непала, Сингапура, Таиланда и Филиппин. Они дают комплексную характеристику ситуации в АТР, исходя из развития своих стран (их совокупного потенциала), потребности в энергетических ресурсах; указывают оптимальные маршруты транспортировки углеводородов, в том числе характеризуют восточное направление УВ-экспорта России; определяют уровень безопасности в АТР, риски и угрозы, возможность конфликтов. Но в первую очередь их оценки направлены на поиск оптимальных направлений сотрудничества стран региона и нерегиональных держав, выявление эффективных методов и механизмов для развития партнёрства и укрепления интеграции.

Итак, нынешнюю ситуацию в АТР 59% экспертов оценивают как стабильную, устойчивую, относительно стабильную – 19%, а нестабильную (так как может случиться локальный конфликт) – 22%.

В качестве одного из примеров обострения ситуации в связи с усилением конкуренции за энергоресурсы и территории, ими обладающие, эксперты приводили конфликт по поводу принадлежности Парасельских островов и Спратли в Южно-Китайском море. Спор за них ведут КНР, Вьетнам, Малайзия, Филиппины, Бруней и Тайвань.

В 2005 г. экспертами отмечалось, что в регионе шла активная борьба за доминирование между США и КНР. Тогда, по их мнению, Китай стремительно догонял Соединённые Штаты по уровню развития. И это ему удалось, о чём свидетельствуют ответы экспертов. Он стал лидером в Северо-Восточной Азии (ответы в 2006-2012 гг.). За три с лишним десятилетия реформ Китай четырежды удвоил валовой внутренний продукт на каждого жителя, то есть увеличил свой экономический потенциал в 16 раз.

Китайские эксперты прогнозируют, что к 2020 г. страна будет иметь крупнейшую в мире экономику и к 2020 г. обгонит США по объему ВВП в 1,04–1,74 раза.

На второе место в регионе в 2006 г. вышла Япония, передвинув США на третью позицию в СВА. Несмотря на кризис в 2008-2009 гг. и катастрофу на АЭС "Фукусима" в 2011 г., Японии удалось сохранить эту позицию, а в 2012 г. разделить с США 2-3-е места.

Позиции России не изменились – она осталась на 4-м месте, набрав 23%, как и в 2011 г. При этом она незначительно усилилась в ЮВА – 7% в 2012 г. против 3% в 2011 г.

Южная Корея в 2012 г. осталась на 5-м месте в СВА, набрав 22%, и на 3-м в ЮВА – 20% против 18% в 2011 г.
Индия в 2012 г. заняла по влиянию в ЮВА четвёртое место (15%). На пятом месте, по мнению экспертов, оказались Индонезия и Австралия с 7%.

Относительно роли России разброс мнений экспертов очень велик. Так, 5% опрошенных дали оценку нашей стране как великой державе с большим потенциалом. В частности, звучали такие фразы: "Россия – великая держава, это не балансёр и не региональная держава", "Россия – тоже лидер, она обладает ядерным оружием и большими вооружёнными силами, колоссальным ресурсным потенциалом, и, в первую очередь – энергетическим", "Конечно, у РФ есть экономические трудности, но экономический кризис у всех", "Руководство РФ стало больше внимания уделять восстановлению регионов, но там ещё много проблем".

Однако 46% экспертов указали, что роль России в АТР очень мала, хотя она и обладает высоким технологическим потенциалом, специалистами, богатыми ресурсами, развитым ВПК и ядерным оружием.

Полную версию статьи читайте в журнале "Нефть России" №3-4 за 2014 год.

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2018. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – exdesign.su