"Глубокие" проблемы морской добычи

1 Окт 2015

"Глубокие" проблемы морской добычи

В последние 20-30 лет морская нефтедобыча постепенно перемещается в районы с трудными условиями эксплуатации месторождений. Нефтегазовые компании начали между собой негласное соревнование, с каждым годом уходя всё дальше от берега и обновляя рекорды по освоению морских глубин, и тем самым значительно расширили горизонты оффшорной геологоразведки и разработки углеводородного сырья. Если в 1982 г. средняя глубина воды на разрабатываемых морских месторождений немногим превышала 500 м, то с 2012 г. этот показатель превысил 1500 м.

Мария Кутузова

В нынешнем десятилетии компании перешли к разведке и разработке глубоководных и сверхглубоководных месторождений. В последние 10 лет глубоководные скважины лидируют по суммарному объёму выявленных на них запасов углеводородного сырья. Они вышли на первое место в мире по добавленной стоимости на каждый добытый баррель нефтяного эквивалента.

Проблемы, связанные с реализацией глубоководных проектов, можно изложить буквально в трёх словах: масштабность, сложность и удалённость. Одним из направлений повышения их экономической эффективности является разработка методов подводного заканчивания скважин без применения буровой установки. Ещё одна цель состоит в увеличении коэффициента извлечения нефти, который ныне не превышает 35-45%. Специалисты считают, что добиться этого можно за счёт изменения конструкции скважин и проведения капитального ремонта без применения буровых станков.

Увеличиваются размеры платформ, а их конструкции становятся всё сложнее, так как необходимо учитывать повышающиеся требования к оборудованию и его огромный вес. Такие важные элементы платформ, как водоотталкивающие колонны, используемые при бурении и добыче, также должны становиться тяжелее по мере продвижения на большие глубины. Это, в свою очередь, создаёт дополнительные сложности, такие как необходимость обеспечения усталостного ресурса работы колонн и их соединения с поверхностным и подводным оборудованием.

Все аспекты эксплуатации месторождений и логистики, особенно те, что связаны с внутрискважинными работами, требуют новых подходов. А это влечёт за собой большие затраты для компаний.

Самое широкое распространение при работах на глубинах получили плавучие установки FPSO. Но, по мере того как проекты становятся всё более амбициозными (сегодня речь идёт об освоении глубин порядка 3 км), всё чаше применяется новая конструкция – полупогружная платформа SPAR. Она позволяет разрабатывать нефтяные залежи, находящиеся вне досягаемости для плавучих оснований с натяжным вертикальным якорным креплением (TLP). Осадка платформы этого типа слишком велика для мелководья подавляющего числа верфей. Поэтому палубы и оборудование SPAR необходимо монтировать в открытом море с помощью огромных плавучих кранов. На сегодняшний день в мире существует всего несколько таких кранов и компании вынуждены заказывать их заранее. Всё это ведёт к увеличению расходов и дополнительным рискам (в случае, если график строительства сдвигается из-за погодных условий). Тем не менее, число вводимых в эксплуатацию платформ SPAR растёт год от года, ведь с их помощью можно осуществлять разработку гигантских глубоководных месторождений.

Повышению экономической эффективности глубоководных проектов могут способствовать новые методы разведки залежей. Так, концерн Shell добился значительного прогресса в совершенствовании методов широко-азимутальной сейсморазведки морского дна. Благодаря этому в Мексиканском заливе были открыты новые месторождения: Западный Бореас, Южный Дэймос, Апоматтокс, а также увеличены доказанные запасы бассейна Марс. В сотрудничестве с компанией GO Science была реализована масштабная программа по созданию и испытанию мобильных автономных модулей – самодвижущихся роботов, которые можно запрограммировать на перемещение под водой в нужные точки на расстояние до 100 км от места спуска. Эти аппараты осуществляют оперативный сбор сейсморазведочных данных.

Среди новых задач, которые ставят перед собой ведущие компании:

  • разработка технологий для глубоководных месторождений в Арктике;
  • использование плавающего завода по добыче газа и производству СПГ (FLNG) на больших глубинах;
  • дальнейшее снижение затрат на строительство скважин;
  • совершенствование технологий заводнения глубоководных скважин, подводной сепарации, применения МУН;
  • создание новых средств визуализации проекта, интеграции данных, стандартизации проектов и автоматизации.

Низкие цены на углеводородное сырьё поставили под угрозу развитие добычи на шельфе. В особенности страдают дорогостоящие глубоководные и сверхглубоководные проекты. Падение стоимости "чёрного золота" на международных рынках стало следствием опасений по поводу низких темпов экономического роста в странах с развивающимися рынками, ожиданий увеличения экспорта нефти из Ирана, а также расширения запасов. Важным драйвером снижения нефтяных цен стала также обеспокоенность состоянием китайской экономики. Сорт Brent в начале сентября упал до самого низкого за последние шесть лет уровня – 42,23 доллара за баррель. Сделанный Минэнерго США прогноз среднегодовой цены Brent на 2015 г. – 54 доллара, на 2016 г. – 59 долларов. Прогноз по WTI – 49,2 доллара и 54 доллара, соответственно. Ценовой диапазон по фьючерсным контрактам и опционам с поставкой в декабре показывает, что ожидания колеблются от 32 до 73 долларов.

Ведущие нефтедобывающие страны начали сокращать производство сырья этим летом. Так, падение суточной добычи в Соединённых Штатах в августе оценивается в 140 тыс. баррелей, по сравнению с июлем. По прогнозам Минэнерго США, данный показатель продолжит сокращаться до середины 2016 г., после чего возобновится рост. Среднегодовая добыча в 2015 г. в Соединённых Штатах прогнозируется на уровне в 9,2 млн баррелей, в 2016 г. – в 8,8 млн баррелей н. э. в сутки. По информации Platts, ОПЕК также сократила производство нефти на 140 тыс. баррелей н. э. в сутки. В частности, Саудовская Аравия в августе снизила добычу на 50 тыс. баррелей, до 10,4 млн баррелей н. э. в сутки.

Существующий уровень цен не устраивает компании, ведущие разработку глубоководных месторождений. По мнению экспертов Transocean, ключевого бурового подрядчика по работе на глубоководье, эффективная реализация таких проектов возможна при котировках не ниже 70 долларов за баррель. При сохранении цен на отметке в 50 долларов произойдёт серьезное сокращение добычи. Согласно прогнозам Transocean, будущий год станет критическим для рынка, возможно возникновение дисбаланса спроса и предложения на энергоресурсы. А в 2017-2018 гг. дефицит поставок может достичь 8 млн баррелей н. э. в сутки. Однако Transocean надеется на "светлое будущее": 30% этой "недостачи" могут быть компенсированы за счёт дальнейшей разработки глубоководных месторождений. Поэтому компания не собирается замораживать инвестиции в строительство буровых установок. Так, за последние шесть лет Transocean направила около 12 млрд долларов на создание 14 сверхглубоководных плавающих и 4 самоподъёмных установок. До 2020 г. она собирается вложить еще 7 млрд долларов в строительство семи новых плавающих буровых и пять самоподъёмных установок, предназначенных для сверхглубин.

Аналитическая компания Douglas-Westwood ранее предсказывала увеличение капитальных вложений в этом сегменте рынка вдвое – более чем на 223 млрд долларов с 2012 г. до 2017 г. Такое бурное развитие сулило громадные прибыли нефтесервисным игрокам и поставщикам оборудования. Ещё несколько лет назад стоимость аренды буровой установки для шельфа достигала 1 млн долларов в сутки. Сейчас эти цифры критически сократились, зафиксирован самый низкий уровень ставки.

Полный текст читайте в №9 "Нефти России".

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2017. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – exdesign.su