Кризис в нефтехимии – угроза национальной безопасности

30 Окт 2013

Кризис в нефтехимии – угроза национальной безопасности

Мнение президента Российского Союза Химиков Виктор Иванова.

Несмотря на все декларации российского руководства, наша страна остаётся крупнейшим экспортёром углеводородного сырья и импортёром продукции высоких переделов, в том числе произведенной из тех же нефти и газа. Причём объёмы закупки нефтехимических товаров за рубежом приобрели угрожающие масштабы. Усилия правительства по развитию собственных нефтехимических мощностей пока не дают желаемого результата. Как справиться с данными проблемами?

Сегодня можно говорить о том, что уровень развития и использования продукции химии и нефтехимии – это один из важнейших критериев инновационного развития России. Продукция комплекса способствует обеспечению национальной конкурентоспособности, достижению высоких темпов роста экономики, благосостояния и качества жизни населения. Несмотря на заявленные и уже принятые к реализации масштабные проекты, серьёзных структурных изменений в сторону роста выпуска продукции глубокой переработки за последние годы не произошло. Так, в 2012 г. из России экспортировано 57,2% произведённого сырья, 46,2% нефти и 28,6% газа.

При неплохой обеспеченности сырьём Россия производит чуть более 2% химической продукции от мирового объёма. Потребление такой продукции в 5 раз меньше мировых показателей.

Импорт нефтегазохимической продукции достиг масштабов, влияющих на экономическую безопасность страны, особенно если этот импорт идёт в оборонные отрасли. Сегодня отставание в производстве и потреблении продукции комплекса может привести к неконкурентоспособности производимых на их основе продуктов в оборонном комплексе, лёгкой промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. Невозможно без помощи продуктов химии дальнейшее развитие электроники, фармацевтики, косметики. В общем импорте изделия из пластмасс занимают почти 22%, пластмассы и синтетические смолы – 20%, шины и резинотехнические изделия – 15%, лакокрасочные материалы – более 7%. Импорт постоянно растёт и составляет более 30 млрд долларов. Большинство этих продуктов можно производить на отечественных предприятиях. Сальдо внешнеторгового оборота химической и нефтехимической продукции – отрицательное, оно составляет более 3,5 млрд долларов.

Если говорить о Таможенном Союзе, то экспорт в 2012 г. вырос на 2,6%, а импорт на 4,1%, то есть мы видим тенденцию роста импорта и в Таможенном Союзе и СНГ. Уже год, как мы работаем в ВТО, и говорить о каких-то системных результатах можно будет только через несколько лет. Нельзя утверждать, что динамика роста импорта связана исключительно со снижением уровня тарифной защиты. Мы не достигли высокого уровня конкурентоспособности, высокого качества нашей продукции.

Действующие внешние системные факторы поддержания конкурентоспособности, такие как девальвация национальной валюты, низкие внутренние цены на газ, электроэнергию, заградительные пошлины исчерпали себя в 2010 году. Сегодня, к сожалению, химическая и нефтехимическая отрасль не является привлекательной для инвесторов в силу больших сроков окупаемости (7-10 лет), отсутствия надёжности экономической системы, высокого банковского процента за кредиты, постоянного роста цен на тарифы естественных монополий. По предварительным данным, за последние два года несколько тысяч производств были закрыты в связи с тем, что в результате ежегодного роста тарифов и цен ключевые энергоресурсы стали недоступны.

Рост затрат на электроэнергию иногда достигает 70-80%. Сегодня электроэнергия в РФ стоит почти на четверть дороже, чем в Европе и почти в два раза дороже, чем в США. Тарифы не должны меняться каждые полгода, как это происходит сейчас, они должны быть стабильны не менее 3-5 лет. Это касается и других монопольных продуктов. С 2007 года ж/д перевозки подорожали на 74%. Тарифное бремя начинает тормозить развитие бизнеса. В себестоимости некоторых полимерных товаров 30% занимает ж/д тариф.

Сегодня идёт работа по разработке единой "Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года", создан экспертный совет при Минпромторге с привлечением широкого круга специалистов и организаций.

Минпромторгу и Минэнерго предстоит провести анализ сырьевого обеспечения химических и нефтехимических предприятий, расположенных на территории Приволжского федерального округа. Минэнерго предстоит обеспечить рассмотрение вопроса по строительству трубопровода по транспортировке ШФЛУ из регионов Западной Сибири в Приволжский округ.

Конечно, нам бы хотелось, чтобы председатель правительства поручил рассмотреть ситуацию по малотоннажной химии. Сегодня практически половину всех необходимых материалов, относящихся к малотоннажной химии, мы вынуждены импортировать (а это самолёто- и ракетостроение), Номенклатура отечественной "малотоннажки" снижается, а должна, по мнению специалистов, составлять как минимум в 10 раз больше наименований. Надеемся, что в "Стратегии 2030" эта ситуация найдёт отражение. Отдельного рассмотрения заслуживает обеспечение продукцией малотоннажной химии отечественного оборонного комплекса. Здесь в первую очередь нужна господдержка при формировании госзаказов на поставку и выпуск малотоннажной химии.

В ближайшие месяцы "Стратегия 2030" будет принята. Встанет вопрос научного и проектного сопровождения. И здесь мы, к сожалению, опять упираемся в импортные проекты и технологии. Последние 20 лет мы не создавали, а последовательно уничтожали прикладную науку. И получили – 90% проектов к нам приходят из-за рубежа.

Российский Союз Химиков считает, что первоочередной задачей "Стратегии 2030" является восстановление научных и проектных организаций в рамках инжиниринговых центров. Российский вариант инжиниринговых центров должен включать в себя цепочку "образование – наука – проект – производство".

В стране начата работа по модернизации нефтепереработки. Начато производство продуктов европейского качества и, к великому сожалению, всё достигнуто за счёт приобретения западных технологий и оборудования. Мы теряем не только свою прикладную науку, но и химическое машиностроение, которое зависит от наших заказов.

В целом для химической и нефтехимической отрасли характерна узловая форма организации производства с высоким уровнем концентрации и специализации. Основной проблемой развития предприятий, входящих в единый технологический цикл, является то, что в процессе приватизации они оказались у разных собственников и в большинстве случае представляют собой двухстороннюю монополию, где монопольное положение может занимать как поставщик сырья, так и его потребитель. Договориться не всегда удаётся.

Поэтому первоочередные задачи химической и нефтехимической промышленности следующие:

  • модернизация действующих и создание новых мощностей по производству востребованной рынком продукции (в первую очередь, учитывая импортозамещение);
  • создание новых и перевооружение старых производств малотоннажной химии. Причём эта работа должна проходить с учётом государства, на основе государственно-частного партнёрства;
  • стабильное обеспечение предприятий комплекса углеводородным сырьём;
  • диверсификация сырьевой базы нефтеперерабатывающей и химической промышленности за счёт освоения технологий переработки нетрадиционных запасов нефти и газа, биомассы;
  • сбор, переработка вторичных полимерных материалов;
  • создание на базе государственно-частного партнёрства инжиниринговых центров;
  • интеграция производства малых и средних предприятий в технологические цепочки созданных кластеров.

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2018. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – exdesign.su