Морская добыча на фоне кризиса

20 Авг 2015

Морская добыча на фоне кризиса

Согласно оценкам доклада The INTSOK Annual Offshore Market Report, подготовленного норвежской компанией Rystad Energy, морская нефтегазовая промышленность переживает непростые времена. На фоне падения цен на нефть и газ многие перспективные проекты были заморожены или отложены. Согласно оценкам экспертов, в нынешнем году в развитие морской нефтедобычи будет вложено 241 млрд долларов, что на 13% меньше, чем годом ранее. В соответствии с прогнозом, в 2016 г. рынок продолжит своё падение и достигнет дна (216 млрд долларов) в 2017 г. И лишь в 2018 г. прогнозируется начало роста, а в 2019 г. инвестиции составят 248 млрд долларов. Эксперты отмечают, что спаду будут подвержены, прежде всего, крупнейшие рынки морской нефтегазодобычи (Австралия, Мексиканский залив США, Великобритания), в то время как ряд средних и мелких по объёмам направлений продемонстрируют рост (Азербайджан, Мексика, Индонезия, Гана).

Мария Кутузова

Объём ресурсов, запланированных к разработке в рамках шельфовых проектов, сократились с 10,4 млрд баррелей в 2013 г. до 1,8 млрд баррелей в 2014 г. С начала нынешнего года анонсировано несколько новых проектов на шельфе с совокупными ресурсами в 2,8 млрд баррелей. Это, в первую очередь, реализация Statoil второй фазы работ на месторождениях Перегрино в Бразилии, а также освоение месторождений Гульфакс и Юхан Свердруп в Норвегии.

Низкие цены на нефть существенным образом отразились на норвежской экономике: в стране зафиксирована рекордная безработица – 4,3%. Инвестиции, направляемые в нефтегазовую промышленность, сократились до минимального уровня с 2000 г. Количество новых скважин на шельфе страны уменьшилось на 50%. Statoil отложила реализацию проекта Снорре стоимостью в 7 млрд долларов.

Однако даже в такое непростое время в нескольких странах будет наблюдаться существенный рост инвестиций в морские проекты. Несмотря на ряд проблем, крупнейшим инвестором в разработку шельфа станет Бразилия. В период 2016-2019 гг. на эти цели будет направлено 124 млрд долларов. На втором месте – Великобритания с суммарными инвестициями в 96 млрд долларов. Изменения в системе налогообложения оживили нефтегазовую промышленность в секторе Северного моря, принадлежащем Соединенному королевству. За последние два года здесь были введены в разработку несколько крупных месторождений.

На третьем месте – США. В освоение углеводородных ресурсов Мексиканского залива в 2016-2019 годах будет вложено 87 млрд долларов. Соединённые Штаты в 2009-2014 гг. стабильно увеличивали морскую нефтедобычу, став мировыми лидерами по динамике её роста. Но в 2015-2016 году ожидается некоторый спад. К 2020 г. объём инвестиций стабилизируется, а затем вновь начнёт расти. В частности, благодаря освоению месторождений Аппоматтокс и Шенандоа, а также запуску второй фазы на Мэд Дог. Тем не менее, согласно оценке экспертов, за первое место по наращиванию морской добычи с Соединёнными Штатами сможет посоревноваться Бразилия.

Среди лидеров по привлечению инвестиций в морскую нефтедобычу будут также фигурировать Азербайджан, Мозамбик, Танзания, Гана и Нигерия. Кроме того, планируются новые проекты с привлечением иностранных инвесторов на шельфе Ирана, Мексики и Индонезии.

Что касается компаний, то по объёмам инвестиций в освоение шельфа лидирует бразильская Petrobras. Она собирается направить в морские проекты (главным образом на шельфе своей страны) 105 млрд долларов. Однако её деятельность осложняется крупными коррупционными скандалы в НГК страны.

На втором месте – Statoil, которая также большую часть своих капиталовложений направит в разработку шельфа собственной страны. Национальными приоритетами руководствуются и мексиканская Pemex (четвёртое место), Saudi Aramco (восьмое место) и CNOOC (десятое место).

У ведущих частных компаний – более диверсифицированный портфель шельфовых проектов. Так, BP (третье место) делит основной поток инвестиций между тремя направлениями: Азербайджан, Мексиканский залив США и Великобритания. Total (пятое место) выбрала в качестве приоритета глубоководные проекты в Нигерии и Анголе. Chevron (шестое), ExxonMobil (седьмое) и Shell (девятое место) равномерно распределяют свои капиталовложения между несколькими странами.

Первым из-за сокращения расходов пострадал сегмент сейсморазведки и оценки ресурсов. В последние годы в данном секторе были достигнуты определенные успехи. В частности, в Канаде ещё в 2013 г. небольшая местная компания Nalcor Energy завершила крупнейшие в мире по объёмам 2D исследования на шельфе Ньюфаундленда и Лабрадора. Благодаря составленной карте геологических структур внимание к этому региону быстро растёт. Меньше повезло Мексике, где уже получили или ожидают одобрения 33 новых сейсморазведочных проекта на шельфе. Теперь из-за падения инвестиций они могут быть отложены.

Рынок подводного добычного оборудования, несмотря на небольшое сокращение, остаётся одним из наиболее динамично развивающихся сегментов. Самым крупным заказчиком подводных добычных комплексов является Бразилия. В перспективе на эту роль может претендовать Индонезия, где компании Inpex осваивает месторождение Абади, а Chevron – месторождение Гендало-Гехем. В Нигерии Shell планирует использовать подводные комплексы в рамках проекта Саус-Вест.

Одним из крупнейших продолжает оставаться и рынок плавучих добывающих установок (floating production systems – FPS). Первая такая конструкция была сдана в эксплуатацию 40 лет назад на шельфе Великобритании, на месторождении Аргилл в Северном море. Благодаря совершенствованию технологий с середины 1990-х годов был отмечен существенный рост популярности FPS. Добыча с их использованием к концу 2014 г. достигла 25% от общего производства «чёрного золота» на шельфе. Если в 2010 г. она составляла 8,4 млн баррелей в сутки, то к 2020 г. она, согласно прогнозам, увеличится до 9,4 млн баррелей.

Главными рынками сбыта плавучих установок долгое время оставались Северное море (Великобритания и Норвегия) и Мексиканский залив США. Однако с середины 2000-х годов расширяется применение FPS в Бразилии, а также в Анголе и Нигерии. По оценкам, к 2019 г. на бразильский и африканские рынки придётся 62% используемых FPS. Сейчас наблюдается сокращение издержек при строительстве и эксплуатации плавучих установок. Сохранению данной тенденции могла бы способствовать стандартизация процессов сооружения платформ. Однако настойчивые требования правительств добывающих стран о повышении национальной составляющей препятствуют выработке таких стандартных решений. Ещё одним путём снижения себестоимости FPS является повышение эффективности цепочки поставок оборудования.

Полный текст читайте в №7/8 "Нефти России".

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2017. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – exdesign.su