Пора вводить мобилизационный план

29 Янв 2016

Пора вводить мобилизационный план

Почти два года назад, 28 июля 2014 г., Президент РФ поставил перед отечественной промышленностью задачу: ускоренно перейти на импортозамещение и вернуть национальным производителям собственный рынок. Для разрешения проблем разработчиков и производителей стратегически важного нефтегазового оборудования и сервисов, подпадающих под санкции, выработки законодательных инициатив, были проведены переговоры и выездные встречи с руководителями предприятий в Москве, Перми и Самаре, создана экспертная рабочая группа "Импортозамещение нефтегазового оборудования" при Государственной Думе, профильные комитеты при других ведомствах. Каковы же результаты первого этапа программы импортозамещения в отрасли?

Валерий КульчицкиЙ, академик РАЕН, доктор технических наук, профессор, Алексей Щебетов, кандидат технических наук (РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина)
© "Уралмаш"

За прошедший год тема импортозамещения не раз становилась темой обсуждения на многих представительных конференциях и форумах. В частности, ещё 26 марта 2015 года в Государственной думе прошел круглый стол "Проблемы импортозамещения нефтегазового оборудования. В ходе "круглого стола" поднималась, в частности, проблема привлечения инвестиций в российское машиностроение. Советник президента РФ Сергей Глазьев подчеркнул, что кредиты под минимальные ставки (до 0,5%) должны получать не банки-посредники, а именно машиностроительные предприятия. Остро стоит и задача снятия чрезмерных административных барьеров. Директор по инжинирингу ООО "Уралмаш НГО Холдинг" Алексей Трухин отметил, что получение разрешения на применение буровых установок занимает до 6 месяцев, в то время как иностранным компаниям их выдают в считанные дни, а то и сразу по предъявлению документов. Оставляют желать лучшего и взаимоотношения между поставщиками и потребителями. По мнению советника генерального директора ООО "НОВОМЕТ" Александра Рабиновича, в ТЭК сложился жёсткий рынок покупателя, где нефтегазовые компании диктуют цены на приобретаемое российское оборудование.

По итогам круглого стола принято несколько рекомендаций. Во-первых, предлагается законодательно установить определенный процент использования нефтегазового оборудования российского производства на отечественных промыслах. 

Во-вторых, запретить ввоз в страну бывшей в употреблении техники. 

В-третьих, нефтегазовые компании при объявлении конкурсных процедур должны включать в технико-технологические требования обязательное условие – использовать российское оборудование. Они также обязаны обеспечить приоритет для сервисных предприятий, использующих такую технику.

В-четвертых, банкам и лизинговым компаниям рекомендовано рассмотреть возможность инвестирования в развитие импортозамещения в сегменте интенсификации добычи нефти и газа.

В-пятых, необходимо внести в лицензионные соглашения требования о техническом перевооружении недропользователей на основе отечественной промышленной продукции.

В-шестых, Министерству экономического развития РФ предложено подготовить проект постановления об ограничении срока оплаты по договорам поставки оборудования и предоставления услуг (не более 30 календарных дней) для всех компаний с государственным участием.

В-седьмых, требуется прекратить практику связанного кредитования на покупку импортного оборудования российскими финансовыми институтами: Внешэкономбанком, Газпромбанком, лизинговыми компаниями.

Но ни одна из этих рекомендаций так и не была воплощена в жизнь. В результате через полгода после проведения "круглого стола" председатель Совета директоров консорциума "РФК" Юрий Шемчишин констатировал, что обратная связь со стороны профильных ведомств (Минпромторга, Минэнерго и других) по-прежнему отсутствует. Российских нефтегазовые компании и зарубежные нефтесервисеые фирмы, действующие на территории РФ, все так же не заинтересованы в приобретении отечественного оборудования. Банки и лизинговые компании сохраняют высокие ставки по кредитам и лизинговым договорам, что не позволяет сервисным предприятиям покупать импортозамещающее нефтегазовое оборудование.

На рынке процветает демпинг, что не способствует привлечению высококвалифицированных исполнителей и приводит к падению качества сервисных услуг. А в тендерных регламентах нефтяных компаний антидемпинговые процедуры, как правило, не прописаны. 

Что касается отсрочки платежей за оказанные услуги, то она законодательно ограничена 30 днями только для государственного и малого бизнеса. А для коммерческих предприятий сроки оплаты кратно больше и порой достигают неразумных пределов. 

В итоге, как отмечали участники конференции "Нефтегазовый сервис России 2015", прошедшей в октябре 2015 года, доля зарубежных компаний и технологий в российском нефтесервисе за прошедший год практически не изменилась. 

При этом ни одна российская нефтяная компания не финансирует отечественных производителей оборудования напрямую, а лишь помогает обосновать и получить финансирование от государства в рамках программы импортозамещения. Наши ВИНК полагают, что все вопросы новых технологий, в том числе и по импортозамещению, должны решаться сервисными предприятиями самостоятельно. 

Полный текст читайте в №1/2 "Нефти России"

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2017. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – exdesign.su