Государство должно озвучить приоритеты

25 Фев 2014

Государство должно озвучить приоритеты

Для успешной конкуренции с зарубежными компаниями российским машиностроителям нужны инвестиции и правительственная поддержка

© "Газпром нефть"

В нынешнем году в российском нефтегазовом комплексе ожидается реализация ряда крупных проектов. Так, "Газпром" и "Роснефть" обещают начать масштабную геологоразведку на арктическом шельфе, намечается пуск в эксплуатация Киринского месторождения в Охотском море, ожидается интенсивная разработка запасов Восточной Сибири. Но какой эффект это окажет на российское нефтегазовое машиностроение? Смогут ли предприятия данной отрасли использовать упомянутые проекты в качестве импульса для своего развития, или же опять ставка будет сделана на зарубежные технологии и оборудованиме. На эти вопросы отвечает член Президиума Союза производителей нефтегазового оборудования (СПНГ), генеральный директор ООО "Центр нефтегазовых исследований и технологий" Валерий Эпштейн.

ВАЛЕРИЙ  ЕФИМОВИЧ, КАК БЫ ВЫ МОГЛИ ОЦЕНИТЬ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ-ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НЕФТЕГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ В 2013 Г.?
Первая половина года складывалась для производителей оборудования достаточно нервно. Был очевиден определённый застой на рынке. К счастью, во второй половине 2013 г. многие предприятия значительно пополнили свои портфели заказов.

В каких сегментах нефтегазового машиностроения, на Ваш взгляд, отечественные предприятия наиболее конкурентоспособны?
Наибольшую конкурентоспособность демонстрируют,в первую очередь,производители бурового оборудования: буровых установок, труб нефтяного сортамента, долот, забойных двигателей. Но мы отстаём в сфере высококачественного противовыбросового оборудования, оборудования для гидроразрыва пластов, морской нефтегазодобычи, систем верхнего привода, телеметрических систем и средств механизации.

Чтобы догонять и перегонять, нужны инвестиции в развитие. Необходимо целенаправленное государственное стимулирование любых процессов, связанных с разработкой и внедрением инновационной продукции. Здесь важны и налоговые льготы, и расстановка приоритетов в пользу отечественной промышленности, и политика по импортозамещению.

КАК ПОВЛИЯЛО НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ ВСТУПЛЕНИЕ НАШЕЙ СТРАНЫ В ВТО?
Это не оказало значительного влияния на внутренний рынок. В первую очередь потому, что он практически никак не был защищён и до вступления нашей страны в эту уважаемую организацию. Равным образом не наблюдается какого-либо положительного влияния этих обстоятельств  на экспортные возможности наших машиностроительных предприятий.

В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ БОЛЬШОЙ ПРОБЛЕМОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАСИЛЬЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ДЕШЁВОЙ КИТАЙСКОЙ ТЕХНИКИ. НАСКОЛЬКО ЭТА УГРОЗА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, КРИТИЧНА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ? ПРИМЕНИМ ЛИ В РОССИИ ОПЫТ КНР ПО ПРОИЗВОДСТВУ НЕФТЕГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ЕГО ПОСТАВКАМ В ДРУГИЕ СТРАНЫ?
Угроза заключается не столько в цене, сколько в возможностях китайской промышленности в короткие сроки наводнить отрасль своей продукцией. Учитывая высокую долю "возрастного" технологического оборудования в парках наших предприятий, это обстоятельство представляется крайне важным. Наращивание выпуска современного оборудования на российских заводах требует значительных инвестиций. Но где их взять? И на каких условиях?

Применим ли опыт КНР? Наверное, применим при наличии сопоставимой  государственной политики стимулирования экспорта машинотехнической продукции. Но пока меры российского правительства в этой области крайне слабы и носят скорее точечный, несистемный характер.

МНОГИЕ ЭКСПЕРТЫ ЖАЛУЮТСЯ НА ТО, ЧТО ВЕДУЩИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ СЕРВИСНЫЕ КОРПОРАЦИИ ВЫТЕСНЯЮТ РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ С ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА. НАСКОЛЬКО ВЕРОЯТНО ПОЯВЛЕНИЕ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ СИЛЬНЫХ МЕСТНЫХ ИГРОКОВ, СПОСОБНЫХ СОСТАВИТЬ КОНКУРЕНЦИЮ ЗАРУБЕЖНЫМ ГИГАНТАМ?
Вытеснение российских компаний происходит в тех сегментах, где требуется сложный инновационный продукт. Наши предприятия просто не в состоянии предложить конкурентоспособные решения и условия. Почему? Посмотрите, сколько тратит на НИОКР, например, Schlumberger и сколько все отечественные сервисные компании вместе взятые. Без значительных капитальных вложений в НИОКР, в создание новейших технологий и оборудования современная сервисная компания не может конкурировать с мировыми лидерами. Развитие заключается не столько в наращивании объёмов производства, сколько в освоении новых продуктов.

СПОСОБНА ЛИ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ УДОВЛЕТВОРИТЬ СПРОС НА НЕФТЕГАЗОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В СВЯЗИ С ПРЕДСТОЯЩЕЙ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТОВ ПО ОСВОЕНИЮ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И ЯКУТИИ?
Восточная Сибирь – это один из основных перспективных регионов нефтегазодобычи.  В среднесрочном плане основная часть нового оборудования будет закупаться именно для её освоения. К сожалению, российская промышленность не в состоянии полностью удовлетворить данный спрос, так как элементарно не хватает свободных производственных мощностей.

"ГАЗПРОМ" И "РОСНЕФТЬ" ПЛАНИРУЮТ УЖЕ В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ ПРИСТУПИТЬ К ГЕОЛОГОРАЗВЕДКЕ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ. В КАКОЙ МЕРЕ ЭТИ РАБОТЫ БУДУТ ОБЕСПЕЧЕНЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ, ТЕХНОЛОГИЯМИ И ОБОРУДОВАНИЕМ?
В принципе, за исключением подводного оборудования, российская промышленность располагает всей необходимой материально-технической базой для реализации таких проектов. К сожалению, после распада СССР имел место длительный перерыв в участии российских компаний, производящих профильное технологическое оборудование, в реализации морских проектов на территории РФ. Поэтому восстановление их позиций на рынке потребует определённых капиталовложений и активной поддержки со стороны государства. 

НАСКОЛЬКО ПРОЦЕДУРЫ ЗАКУПОК НЕФТЕГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ В РОССИИ СООТВЕТСТВУЮТ ЛУЧШИМ МИРОВЫМ ПРАКТИКАМ?
В последние годы ситуация с организацией закупочной деятельности российских ВИНК значительно улучшилась. Постоянно совершенствуются тендерные процедуры. Однако мы очень часто видим, что, несмотря на тендеры, заказы получают "свои" компании или те фирмы, выбор в пользу которых был сделан намного раньше начала официальных закупочных процедур. Тендеры часто проводятся формально, а тендерная документация разрабатывается с расчётом специфических возможностей определённого участника.

Кроме того, тендерные процедуры очень часто сфокусированы только на ценовых факторах конкуренции. Но актуальность поговорки "скупой платит дважды" ещё никто не отменял. Следует также отметить, что современные подходы к организации закупочной деятельности требуют внимания покупателя к вопросам развития своих поставщиков, чтобы стимулировать появление в их числе новых инновационных компаний и обеспечивать здоровую конкуренцию.

НАСКОЛЬКО КОНКУРЕНТОСПОСОБНО РОССИЙСКОЕ НЕФТЕГАЗОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПО ЦЕНЕ С ЗАРУБЕЖНЫМИ АНАЛОГАМИ?
Достаточно конкурентоспособно. А недавнее ослабление рубля тому очевидно способствует. Безусловно, позитивную роль могло бы сыграть и замораживание тарифов естественных монополий. Однако оно может иметь и негативный эффект – сокращение заказов от этих самых монополий.

СПОСОБЕН ЛИ РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРЕДЛОЖИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫМ МАШИНОСТРОИТЕЛЯМ ТЕХНОЛОГИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЕ НА МИРОВОМ УРОВНЕ?
Необходимо быть реалистами. Российский НТК пока не может массово предложить нашим машиностроителям технологии мирового уровня. Другое дело, что нефтегазовое оборудование не требует каких-то немыслимых, неземных технологий. Поэтому единого подхода к тому, каким оборудованием следует оснащаться, быть не может. Во главу угла должна ставиться, в первую очередь, целесообразность. Когда мы ратуем за использование российских технологий в нефтегазодобыче, мы должны понимать, что качество конечного продукта – нефти и газа – никак не зависит от того, в какой стране был произведён тот или иной вид добывающего оборудования. Другое дело – машиностроительная продукция, качество которой в значительной степени определяется возможностями обрабатывающей техники.

КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫ МОГЛИ БЫ ОТМЕТИТЬ?
В последние годы значительно снизились требования регулирующих органов в части стандартизации и сертификации нефтегазового оборудования. Это обстоятельство имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные заключаются в сокращении общего объёма бюрократических процедур. А основные риски связаны с уменьшением степени государственного  контроля над безопасностью применяемого оборудования. Ответственность в большей степени перекладывается на производителя,  проектировщика и эксплуатанта.

КАКИЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ УЧАСТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОЕКТОВ?
Необходимо, прежде всего, чётко озвучить приоритеты государства в данной области. Как это сделали Казахстан, Норвегия и Китай. В качестве конкретной меры СПНГ поддержал идею закрепления минимального уровня участия российских компаний в реализации шельфовых проектов по аналогии с Соглашениями о разделе продукции. Союз из года в год борется за внедрение как можно более прозрачных и открытых закупочных процедур. Мы постоянно стремимся к развитию институтов взаимодействия и диалога между добывающими, сервисными и машиностроительными компаниями. Мы тесно сотрудничаем с Консультативным советом при Комитете по энергетике ГД РФ. Регулярные заседания этого совета всегда собирают широкий круг представителей крупнейших предприятий страны. 

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2018. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – exdesign.su