Освоение Арктики: стандарты Ямала

12 Ноя 2013

Освоение Арктики: стандарты Ямала

Реализация масштабных промышленных и инфраструктурных проектов в ЯНАО изменит экономическую картину не только Севера России, но и всей страны.

Дмитрий Кобылкин, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа
© Пресс-служба губернатора ЯНАО

Мощный фундамент обеспечения энергетической безопасности государства – это колоссальные ресурсы Арктики. Поэтому реализация Энергетической стратегии России на период до 2030 года неразрывно связана с исполнением другого документа – Стратегии развития Арктической зоны РФ, утверждённой Президентом РФ.

ВТОРАЯ ВОЛНА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Арктический фасад России – это Ямало-Ненецкий автономный округ. Так предопределено природой, что львиная доля всех энергоносителей сконцентрирована здесь. Согласно последним данным, газовые ресурсы округа составляют около 147 трлн кубометров. В регионе, в зависимости от конъюнктуры, ежегодно добывается до 600 млрд кубометров газа. Перспективы наращивания его добычи стимулируют развитие новых газотранспортных проектов. Это "Северный поток", "Южный поток", система магистрального транспорта газа "Бованенково – Ухта – Торжок" – Европа" и другие.

На территории Ямала сегодня реализуется ряд масштабных промышленных и инфраструктурных проектов, призванных уже в скором времени изменить экономическую картину Севера России. И не только. Новые перспективы и возможности откроются у многих регионов. В числе этих крупнейших инвестпроектов: комплексное освоение месторождений ЯНАО и севера Красноярского края; разработка запасов полуострова Ямал и прилегающих акваторий; создание производства сжиженного газа – "Ямал СПГ"; развитие транспортной инфраструктуры – строительство арктической железной дороги "Северный широтный ход" и многофункционального морского порта Сабетта, которые активизируют движение по Северному морскому пути.

Активность реализации и масштаб этих проектов позволяют говорить о том, что регион сегодня переживает вторую волну экономического развития, по объёмам и значимости сравнимую с легендарными открытиями нефтегазовых ресурсов во второй половине прошлого века.

Потенциал топливно-энергетического комплекса не только Ямала, но и России в целом значительно возрастает благодаря масштабному инвестпроекту – "Ямал СПГ". Объёмы производства сжиженного природного газа в России не соответствуют имеющимся ресурсам и статусу РФ как энергетической державы. Поэтому, с учётом стратегической значимости проекта, принят закон, предусматривающий предоставление налоговых льгот для организаций, составляющих единый технологический комплекс по добыче и производству СПГ на полуострове Ямал и осуществляющих добычу газа, направляемого на сжижение на участках недр.

С выходом на проектную мощность ямальский завод будет давать треть всего объёма российского СПГ. Но дело не только в объёмах, хотя и они очень важны. Главное – арктическая логистика проекта. Транспортно-инфраструктурная единица "Ямал СПГ" – строящийся порт Сабетта. Но сегодня данный объект рассматривается не просто как монопорт для поставок углеводородного сырья, но и как многофункциональный терминал, открывающий всем территориям России ворота Севморпути в Азию, Европу, Америку.

Уникальное расположение порта Сабетта – самый центр Российской Арктики – не даёт права нерационально использовать его возможности (только для отправки сжиженного газа). Поэтому принято решение о реализации ещё одного масштабного инфраструктурного проекта – "Северный широтный ход". Это объединяющее название нескольких участков железной дороги и мостовых переходов, которые требуют строительства или реконструкции. Его маршрут: Станция Обская-2 – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево. Сооружение магистрали включено в Транспортную стратегию России на период до 2020 года, подготовленную Минтрансом.

Стратегическое значение Северного широтного хода – это соединение Свердловской и Северной железных дорог. А в перспективе – вывод единой транспортной системы России на порт Сабетта, а значит – на Севеморпуть. Благодаря этому Север страны, связанный транспортными магистралями с Уралом и другими регионами, может стать центром схемы поставок танкерным флотом по всему северному контуру материка – на Восток и на Запад. По оценке Минтранса, перевалка грузов по Севморпути к 2020 г. может достигнуть 60 млн т.

ВАЖНА ПРАКТИЧНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Все ямальские проекты кроме экономической эффективности имеют и иные аспекты. Конкуренция за право владения богатствами Арктики в мире возрастает в геометрической прогрессии. Наступает время, когда крайне важна не декларативность, а практичность действий в области освоения этих широт. Россия сможет позиционировать себя как государство, которое на практике имеет ресурсы, технологии, кадровый, интеллектуальный потенциал, а главное – основания и возможности активно работать в Арктике. Но активное освоение не может не оказывать влияния на хрупкую арктическую природу. Тем более что большинство работ по реализации промышленных и инфраструктурных проектов ведётся в непосредственной близости к особо охраняемым природным территориям. Например, перспективные акватории разработки Обской, Тазовской, Байдарацкой и Гыданской губ являются местами зимовки и нереста ценных пород рыб, которой так славится Ямал. Наш регион – место обитания сотен видов птиц и животных, занесённых в "Красную книгу". Поэтому каждый проект нефтегазовых компаний обязательно проходит процедуру общественных слушаний, на которых экспертами выступают и представители тундровых общин. При освоении месторождений обязательно проводится оценка техногенного воздействия на места традиционной хозяйственной деятельности коренных северян. Принимаются все меры по снижению нагрузки на хрупкую северную природу. Учитывается месторасположение объектов культурно-исторического наследия, вносятся необходимые коррективы ещё на стадии проектирования объектов. На территории округа работает около 60 крупных предприятий ТЭК и по сложившейся практике мы ежегодно подтверждаем сотрудничество Правительства ЯНАО с крупными компаниями подписанием соглашений. В этих документах фиксируются взаимные обязательства по многим направлениям. Регион благодарен партнёрам за безупречное исполнение обязательств по защите хрупкой природы Крайнего Севера, за активное содействие в сохранении традиционного образа жизни и исконных видов хозяйствования представителей коренных северян, за существенную помощь в социальном развитии округа. В сентябре в Салехарде состоялся III Международный арктический форум "Арктика – территория диалога", главной темой которого стала экологическая безопасность. Зарубежные участники оценили масштабы природоохранной деятельности на российском Севере. Так, из 770 тыс. кв. км общей площади округа около 79 тыс. кв. км – это особо охраняемые природные территории. То есть на Ямале каждый 10-й квадратный метр – заповедный. Владимир Путин в своём выступлении на форуме особо отметил, что Арктика – очень уязвимый регион с точки зрения сохранения экологического баланса, и хозяйство здесь нужно вести в высшей степени аккуратно. Подчеркну, что на Ямале ни один индустриальный проект не реализуется без учёта самых строгих экологических стандартов.

*** 
Ямал – не одномерен. У нас много проектов и в уникальном арктическом агропроме. В регионе выпасается крупнейшее в мире поголовье северного оленя, и округ – единственный в России экспортёр его мяса. У нас динамичный малый бизнес, технопарки, оригинальные инвестпроекты в сфере туризма. ЯНАО обладает уникальным природным и этнокультурным туристическим потенциалом. Но независимо от того, какие это проекты – инфраструктурные, промышленные, экологические – для нас принципиально не покорять Арктику, а обживать её. Считаю это главным.

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2018. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – exdesign.su