"Регуляторная гильотина" для шельфа

24 Июн 2019

"Регуляторная гильотина" для шельфа

Арктическую зону по праву считают крупнейшим сырьевым резервом РФ. Она включает в себя российскую территорию и акваторию Арктики. По данным ЦДУ ТЭК, в российской части Арктики сосредоточена четверть отечественных запасов нефти и газового конденсата и более 70% газа. Углеводородные ресурсы Арктической зоны составляют 7,3 млрд тонн нефти и порядка 55 трлн кубометров газа, стоимость которых, по предварительным оценкам, достигает 20 трлн долларов. По мнению экспертов, запасы Арктики могут обеспечить 20-30% добычи нефти к 2050 г. 

Генадий Шмаль, Наталья Викторова, Наталья Силкина (Союз Нефтегазопромышленников России)
© "Газпром нефть"

В число ключевых арктических регионов по добыче нефти входят Красноярский край и Ямало-Ненецкий автономный округ. Прирост добычи газа в основном осуществляется за счёт ЯНАО. 

В последние годы основной прирост добычи нефти в Арктике связан с новыми крупными месторождениями: Новопортовским, Мессояхским, Ярудейским. Единственное нефтяное месторождение, которое Россия разрабатывает непосредственно на арктическом шельфе, – это Приразломное. В 2017 г. там было добыто 2,6 млн т, и за год прирост добычи составил более 20%. 

Стоит отметить, что всего в 2017 г. в Арктике было добыто 96,2 млн т нефти, что на 3,8% больше, чем в 2016 г., а также 568,9 млрд кубометров газа, что на 9,6% больше, чем годом ранее. 

Начиная с 2019 г. работы по бурению разведочных и поисковых скважин будут активно вестись в акваториях Баренцева и Карского морей. Всего сегодня на российском шельфе Арктики открыто 33 месторождения, а начальные извлекаемые суммарные ресурсы углеводородного сырья акваторий арктических морей оценены примерно в 120 млрд т условного топлива. В период с 2018 по 2026 гг. предусмотрено бурение около 80 разведочных скважин. Основная фаза разведочного бурения придётся на 2020-2022 гг.

Для эффективного использования и развития ресурсной базы Арктики Президент Владимир Путин в феврале 2013 г. утвердил Стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. Основные её приоритеты: эффективное использование ресурсов Севера, улучшение жизни людей, превращение Севморпути в транспортную магистраль национального значения, более рациональное государственное управление. Основным механизмом реализации стратегии является госпрограмма "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", которую Правительство РФ продлило на пять лет, до 2025 г. В приоритетах программы: разработка континентального шельфа с помощью новых технологий и повышение уровня социально-экономического развития Арктической зоны.

По предварительной оценке, совокупный объём инвестиций в Арктику составит 5,5 трлн рублей до 2024 г. Согласно подсчётам Минприроды, уже существующие программы на период до 2050 г. предусматривают инвестирование порядка 13,5 трлн рублей, причём 12,6 из них – за счёт внебюджетных источников.

Сегодня в Арктике реализуется 11 крупных инвестиционных проектов, среди которых уже действующий завод по производству сжиженного природного газа "Ямал СПГ" и строительство завода по производству СПГ на Гыданском полуострове (проект "Арктик СПГ-2"). Основные игроки на российском шельфе – это нефтегазовые компании "НОВАТЭК", "Газпром", "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", "Сахалин Энерджи". 

По мнению экспертов, новые проекты будут формироваться за счёт нефтедобычи на Енисее (терминал на мысе Таналау), развития месторождений бассейна Енисей-Хатанга, направления грузов по Северному широтному ходу и их отгрузки в порту Сабетта, создания заводов СПГ и т.д.

Северный морской транспортный коридор (Северморпуть) является главной арктической судоходной магистралью России, которая соединяет порты Арктики и крупные реки Северного региона. По данным Администрации СМП, общий объём перевозок грузов по итогам 2018 г. составил 19,689 млн т, что в два раза больше, чем в 2017 г. К 2024 году грузооборот по СМП  должен быть увеличен до 80 млн т. Это одна из важнейших задач освоения Арктики, поставленная Президентом Владимиром Путиным.

В настоящее время значительный объём грузоперевозок по СМП обеспечивают проекты СПГ, ещё более 10 трлн кубометров разведанных запасов газа, в том числе полуострова Ямал и Гыдан, могут быть вовлечены в производство СПГ в ближайшее время. 

"К 2024 г. производство СПГ может достичь 32 млн т, добыча конденсата и нефти – 9 млн т, угля – 19 млн т, объём прочих грузов – порядка 3 млн т. Это значит, что только по арктической ресурсной базе – полезным природным ископаемым прогнозируем 63 млн т грузов. Данный расчёт не учитывает грузы в виде продукции регионов России помимо Арктической зоны, которыми может быть наполнен Севморпуть", – заявил глава Минприроды Дмитрий Кобылкин в конце прошлого года. 

Специфика работы на шельфе главным образом связана с необходимостью преодолевать сложные природно-климатические и геологические условия. Кроме того, удалённость месторождений от ближайших населённых пунктов требует прокладки соответствующей инфраструктуры. В технологическом плане существует потребность в многовариантности технологий бурения и обустройства месторождений. Всё это требует больших финансовых вложений и затрат. По словам главы Минэнерго РФ Александра Новака, рентабельная стоимость нефти для добычи на арктическом шельфе равна 70-100 за долл./барр. Себестоимость добычи на арктическом шельфе – не менее 40−50 долл./барр.

Себестоимость отечественной нефти в большей степени обуславливается не самой стоимостью добычи, а сопровождающими расходами, в число которых входят: акцизы и налоги на добычу, работы по предварительному исследованию месторождений, расходы на создание необходимой инфраструктуры и другие. Помимо этого, существует проблема контрольно-надзорной деятельности на шельфе России.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в рамках Гайдаровского форума озвучил проблему избыточных требований различных надзорных и контролирующих органов к российскому бизнесу, заявив о необходимости разработки нового механизма "регуляторной гильотины" для урегулирования ситуации. Нормативно-правовая база РФ в области регулирования и надзора над нефтегазовой деятельностью противоречива, архаична и сложна для реализации.

В системе технического регулирования (ТР) нефтегазового комплекса существует более 7500 нормативных документов разного уровня, которые следует учитывать при проектировании, строительстве и эксплуатации нефтегазовых объектов. Действуют 223 нормативных правовых акта, регулирующих добычу, транспортировку углеводородного сырья, строительство морских нефтегазопромысловых сооружений на континентальном шельфе.

Продолжают существовать "псевдоинструменты" регулирования в виде директивных писем министерств и надзорных ведомств. Кроме того, стоит признать проблему естественных монополий, которые часто закладывают в регулирование свои экономические интересы. Для упорядочения ТР необходима разработка базового закона "О нефтегазовой деятельности", который определит обязанности и полномочия всех участников. Кроме того, следует упростить процедуры разработки нормативных документов, отдать как можно больше полномочий профессиональному сообществу.

Необходимо формирование государственной структуры по освоению шельфа. Ответственность за обеспечение комплексной безопасности нефтегазового проекта, по мнению экспертов, целесообразно возложить на собственника лицензии. Кроме того, для освоения континентального шельфа важно исключить излишний контроль и минимизировать сроки рассмотрения вопросов и документов. Возможно, для ускорения проектирования, экспертизы, получения согласований и разрешений потребуются новые технические регламенты.

Если проблемы создают контролирующие органы на этапе эксплуатации, тогда можно дополнительно предложить введение моратория на проверки на какой-то период.

Полный текст читайте в №5-6 "Нефти России"

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2019. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – Exdesign.