Ответ на глобальный вызов – модернизация

31 Окт 2013

Ответ на глобальный вызов – модернизация

В связи с созданием новых перерабатывающих мощностей на Ближнем Востоке и в США возникают новые направления экспорта нефтепродуктов. В результате в большинстве регионов мира растёт конкуренция между поставщиками топлива.

@ Mikael Tigerström CC BY 2.0

Европейские компании борются за то, чтобы сохранить свои позиции на фоне снижения спроса на горючее, а их российские "коллеги" сталкиваются с выбором – модернизировать свои мощности или выходить из бизнеса. Каковы дальнейшие перспективы развития этой глобальной конкурентной борьбы? По просьбе журнала "Нефть России" консалтинговая компания Euro Petroleum Consultants подготовила обзор мирового рынка нефтепереработки и нефтепродуктов, который даёт ответ на данный вопрос.

Азия и Ближний Восток становятся значимыми центрами нефтепереработки, нацеленными на получение преимуществ от быстрого роста спроса на нефтепродукты в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

По данным Управления энергетической информации (EIA) США, мировое потребление нефти вырастет с 87 млн баррелей в сутки в 2010 г. до 97 млн баррелей в 2020 г. и 115 млн баррелей в 2040 г. Большая часть данного прироста придётся на страны, не входящие в ОЭСР, в том числе на азиатские государства – до 70%.

Для удовлетворения увеличивающегося спроса на нефтепродукты новые нефтеперерабатывающие мощности будут возводиться на Ближнем Востоке и в АТР. Китай планирует увеличить свою нефтепереработку на 250 млн т в год в течение последующих десяти лет. В Индии ожидается расширение мощностей НПЗ по крайней мере на 50 млн т в год в ближайшие пять лет. Ближневосточные нефтепереработчики, в авангарде которых находится Саудовская Аравия, развивают данную отрасль с ориентацией на экспортные рынки. Только что пущен в эксплуатацию НПЗ в Джубайле (совместное предприятие французской Total и Saudi Aramco), и большая часть продукции, получаемой в результате переработки 20 млн т нефти в год, направляется на экспорт. Два дополнительных НПЗ мощностью по 20 млн т в год находятся в Саудовской Аравии в стадии строительства, эти заводы будут пущены в эксплуатацию в ближайшие четыре года и станут конкурировать на мировых рынках нефтепродуктов.

Рост потребления нефтепродуктов в КНР уменьшился с 12,7% в 2010 г. и 5,2% в 2011 г. до 4,8% в 2012 г., что привело к возникновению избытков мощностей по производству автобензина и дизельного топлива. Это вынудило переработчиков экспортировать данную продукцию. В ближайшие несколько лет потребление нефтепродуктов в Китае, как ожидается, догонит установленные мощности НПЗ и страна снова станет нетто-импортером нефтепродуктов.

Европейская нефтепереработка сталкивается с большим количеством неопределённостей и проблем, чем эта отрасль в других регионах. Признаки восстановления спроса на нефтепродукты (а именно – увеличение спроса на дизельное топливо) в 2013 г. были замечены в Германии и Великобритании. Но Испания и Италия по-прежнему демонстрируют резкое снижение спроса на моторное топливо – соответственно, на 4% и 8% за первое полугодие 2013 г. За тот же период во Франции, согласно данным Французского союза нефтяной промышленности (UFIP), зарегистрировано снижение спроса на дизельное топливо и автобензин на 1,8%.

Экономический спад оказал значительное влияние на потребление нефтепродуктов в Европе. По данным Евростата, в 2012 г. спрос на дизельное топливо снизился на 2,5% , что прервало тенденцию его роста, продолжавшуюся более 10 лет. А спрос на бензин упал на 6,5%.

Как ожидается, в обозримом будущем европейское потребление останется слабым. Британская ассоциация нефтяной промышленности (UKPIA) оценивает его рост на уровне 0,1% в год до 2015 г.

США экспортируют всё больше нефтепродуктов и расширяют свою долю на мировых рынках. Своим успехом они не в последнюю очередь обязаны добыче сланцевой нефти и газа. Низкие удельные затраты на переработку позволяют НПЗ Мексиканского залива поставлять дизельное топливо и бензин за рубеж по конкурентоспособным ценам, даже учитывая транспортные расходы. Снижение внутреннего спроса на автобензин также способствует повышению доступности данного продукта для экспорта.

По данным EIA, экспорт нефтепродуктов из США в 2013 г. увеличился на 65% по сравнению с уровнем 2010 года. При этом его расширение происходит по всем географическим направлениям. Так, значительно возросшие объёмы бензина отправляются в Северную и Западную Африку, которые традиционно являлись потребителями европейского горючего. В первом полугодии 2013 г. масштабы данных поставок увеличились более чем 50%.

Кроме того, американские компании упрочили своё положение на внутреннем рынке. Увеличение на 8 млн т в год мощности продуктопровода компании Colonial Pipeline, имеющего протяжённость 9 тыс. км и соединяющего Техас и Нью-Йоркскую бухту, способствовало сокращению импорта бензина из Европы.

По прогнозу EIA, потребление энергии в российском транспортном секторе будет расширяться на 1,6% в год в период 2011-2020 гг. Причём большая часть роста будет обеспечиваться за счёт автобензина. Относительно скромные темпы являются следствием сокращения численности населения и некоторого повышения эффективности применения горючего.

Нефтеперерабатывающая промышленность РФ переживает этап серьёзной модернизации и готовится стать более заметным экспортёром высококачественных нефтепродуктов. Недавние изменения в законодательстве создали стимулы для инвестиций в технологии глубокой переработки и запустили процесс обновления отрасли.

Инвестиционные программы, настоятельно стимулируемые правительством России, являются основой для преобразований всей нефтеперерабатывающей отрасли страны. Структура экспортных пошлин гарантирует, что производимый автобензин будет поставлять в первую очередь на внутренний рынок, а дизельное топливо будет иметь больше шансов для экспорта. Эти меры призваны обеспечить внутренние потребности в бензине, недостаток которого наблюдался в прошлом. Данный вид горючего по-прежнему остаётся предпочтительным топливом для личного автотранспорта, в настоящее время Россия потребляет 80% производимого бензина.

Выпуск дизельного топлива и мазута на отечественных заводах значительно превышает внутреннее потребление, и данная продукция экспортируется (главным образом в Европу и Турцию). На внутреннем рынке реализуется только 50% дистиллятных топлив и 20% мазута. Экспорт дизельного топлива продолжит увеличиваться, поскольку многие НПЗ наращивают его производство.

Вместе с тем, наблюдатели указывают на опасность избыточного предложения дизельного топлива в европейском регионе и давления на цены. Тем не менее, российские компании, скорее всего, останутся конкурентоспособными по сравнению с коллегами с Ближнего Востока и из стран Азии из-за преимуществ в стоимости транспортировки.

Полную версию статьи читайте в печатной версии журнала "Нефть России", которая выйдет в свет в ноябре.

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2018. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – exdesign.su