Американский СПГ: в Европу с чёрного хода

4 Апр 2018

Американский СПГ: в Европу с чёрного хода

Непривычные весенние морозы стимулировали европейский рынок на всё новые рекорды по закупкам российского "голубого топлива". Тем временем свои пути в Европу настойчиво ищет заокеанский сжиженный газ. Причём пути эти довольно извилисты и зачастую не слишком выгодны для покупателей. 

Константин Сергеев

Наращивая поставки СПГ в Южную Европу, преимущственно в Испанию и Португалию, американские операторы одновременно тестируют рынки Северо-Восточной Европы, в частности Великобритании. 

Но основная ставка сделана на так называемых "младоевропейцев", то есть на государства Восточной Европы. Уже начались поставки американского СПГ в Польшу и Литву. Но поскольку рынки этих стран весьма скромны, в перспективе они могут стать плацдармами для реэкспорта американского газа на Украину. 

АМЕРИКАНСКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ
Согласно официальным данным Министерства энергетики США, по итогам 2017 года экспорт СПГ специализированными танкерами (без учёта вывоза в ISO контейнерах) составил около 706,3 млрд куб. футов , то есть порядка 20 млрд кубометров. Это почти в четыре раза больше прошлогодних показателей (183,77 млрд куб. футов). При этом спектр основных направлений вывоза также претерпел заметные изменения.

За истекший период безусловное региональное первенство перешло от Латинской Америки к странам Юго-Восточной Азии. Европейское направление не менее решительно потеснило в планах американских операторов Ближний Восток. Примечательно, что существенное наращивание объёмов экспорта наблюдалось на фоне 3-процентного проседания средних рыночных цен. При распределении региональных приоритетов влияние ценового фактора осталось бесспорным.

За исключением Чили и Аргентины, отгрузки в которые снизились на 3,7 и 0,385 млрд куб. футов  соответственно, эти изменения сопровождались поступательным наращиванием объемов экспорта. На Ближнем Востоке список импортёров остался без изменений, причём как по составу, так и по очерёдности в нем: Иордания, Кувейт, ОАЭ и Египет. Что же касается Латинской Америки, то здесь в группе из пяти стран лишь сменился лидер. Так, Мексика не только оставила далеко позади фаворита 2016 г. – Чили, за которой следуют Бразилия, Аргентина и Доминиканская Республика, но и вышла на второе место в мире по ввозу СПГ из США (после Южной Кореи). Кстати, в азиатском секторе к традиционной четвёрке (Южная Корея, Китай, Япония и Индия) прибавились еще Тайвань, Пакистан и Таиланд. 

Бесспорным чемпионом по увеличению списка адресатов заокеанского "голубого топлива" стала Европа. Ряды импортёров пополнили сразу пять государств: Великобритания, Нидерланды, Литва, Польша и Мальта. Правда, последнюю можно отнести к европейскому направлению лишь номинально, а партия СПГ была минимальна. На остров было доставлено всего около 867,3 млн. куб. футов, да и то "попутным" танкером, основная часть груза которого предназначалась для Египта. 

Но даже с учётом подобного расширения, по объёмам поставок (почти 97 млрд куб. футов или около 2,75 млрд кубометров) вся Европа находится между Китаем и Японией, далеко отставая от Южной Кореи и Мексики.

Для сравнения, по итогам 2017 г. "Газпром" установил новый рекорда по поставкам газа в Европу (к которой была причислена и Турция). Они составили 193,9 млрд кубометров.

Тем не менее, наблюдаемые особенности освоения европейского газового рынка американским СПГ представляются достаточно интересными, чтобы рассмотреть их подробнее.

По сравнению с 2016 г., когда только начался вывоз СПГ из Соединённых Штатов, в прошлом году его экспорт в европейском направлении вырос почти в пять раз. Что касается распределения поставок по странам Европы, то в целом сохранился курс на закрепление американских позиций в энергодефицитном "южном подбрюшье" континента. Однако приоритеты обозначились более отчётливо. Так, на роль основного "приёмного пункта" была выбрана Испания, объёмы поставок в которую увеличились почти в девять раз. Впрочем, ненамного отстала от неё Португалия, с которой американские операторы как раз и начали продвижение на европейский рынок в апреле 2016 г. 

Судя по официальной статистике компании Cheniere Energy (оператора терминала Sabine Pass), постепенно формируется тенденция комбинированных поставок "голубого топлива" на Иберийский полуостров по схеме "один СПГ-танкер = две страны назначения". Дальнейшему повышению интереса способствует умеренно позитивная ценовая динамика в обеих странах, чего (к сожалению для экспортеров) нельзя сказать об Италии. С учётом более протяжённого транспортного плеча, почти 40-процентное падение цен стало достаточно веской причиной для того, чтобы по итальянскому направлению было осуществлено всего две отгрузки в рамках краткосрочных соглашений. 

Что же касается Турции, то при удвоении числа судозаходов, поставки американского СПГ почти утроились. То есть использовалось большее количество танкеров большей вместимости. Помимо оперативной реакции на пусть небольшую (в пределах 4-5%), но всё же восходящую коррекцию цен, это может свидетельствовать о том, что США намерены как можно эффективнее использовать время, оставшееся до запуска первой очереди "Турецкого потока". Турция же, обеспечив реальную многовекторность своего газового импорта, по-прежнему настойчиво наращивает свой потенциал по реэкспорту его излишков.

Кстати, турецкие возможности в этой области свидетельствует об истинном значении страны для системы энергообеспечения континента гораздо нагляднее, нежели особенности её географического положения. Похоже, важность турецкого плацдарма для дальнейшего проникновения на рынки Южной и Центральной Европы учитывают и по ту сторону Атлантики – недаром же поставки СПГ в Турцию по итогам 2017 г. достигли почти четверти всех объёмов его вывоза в европейском направлении.

На этом фоне пробная отгрузка в самое сердце "старой Европы" – Нидерланды – выглядит не более чем попыткой заблаговременно "показать флаг". Особенно актуальным подобный ход становится в преддверии ожидаемого увеличения перевалки российского СПГ с Ямала на терминалах порта Зебрюгге в соседней Бельгии. Такая возможность обсуждалась в конце января 2018 г. во время визита в Москву бельгийского премьер-министра Шарля Мишеля.  

Столь же "пристрелочной" представляется и единичная поставка в Великобританию. Кстати, осуществлена она была в разгар лета (конец июня) и по минимальной для европейского направления цене (почти на доллар за 1 млн БТE ниже средней). Но чего не сделаешь ради прощупывания рынка пока ещё Соединенного Королевства накануне Brexit, да ещё на фоне заметного проседания его собственной добычи газа на шельфе Северного моря. Впрочем, островное положение Великобритании делает маловероятным её использование для дальнейшего проникновения американского СПГ в Европу. 

Попыток штурма "парадного входа" к основным потребителям континента через порты Франции и Германии США пока не предпринимают. Зато явно повышенный интерес у них вызывает освоение "чёрного хода", через территории свежеиспёченных членов Евросоюза. А именно – Литвы и Польши, на долю которых по итогам 2017 г. пришлось 12% всех поставок газа из США, то есть почти столько же, сколько в Италию, Великобританию и Нидерланды вместе взятые. 

Полный текст читайте в №3-4 "Нефти России"

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2024. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – Exdesign.