Вызовы современной нефтепереработки – это модернизация НПЗ и цифровая трансформация. Наиболее значимым событием, определяющим сроки проведения модернизации заводов, является заключение в 2011 г. четырёхсторонних соглашений между ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом и 12 нефтяными компаниями. Эти соглашения предусматривали увеличение производственных мощностей, поэтапный переход на выпуск нефтепродуктов, соответствующих европейским стандартам (Евро-4 и Евро-5), а также повышение глубины переработки нефти. Они включают в себя конкретные этапы ввода в эксплуатацию новых объёктов и сроки перехода на производство топлива уровня Евро-5.
Переработка
Год назад, в 2016 г., Россия полностью перешла на реализацию 5-го класса моторных топлив на внутреннем рынке. По итогам прошлого года, несмотря на падение объёмов переработки в стране, производство светлых продуктов выросло. По данным Vygon Consulting, нефтепереработку нарастили высокомаржинальные комплексные НПЗ, а также простые заводы, расположенные недалеко от границы и перерабатывающие лёгкую нефть и газовый конденсат.
По прогнозам Минэнерго, потребление бензина в России в нынешнем году составит 35,4 млн т, а в следующем – от 34,4 до 36,4 млн т. При этом ведомство приняло решение о переносе сроков перехода на топливо экологического класса 5 с 1 января на 1 июля 2016 г. Проблемы возникли, прежде всего, у "Роснефти", которой нужно ввести в эксплуатацию 42 установки. По словам Александра Новака, без такого переноса на рынке мог бы возникнуть дефицит бензина в объёме 1,8-3,8 млн т, что привело бы к дальнейшему росту цен на топливо.
Прошлый год может остаться в истории отечественной нефтепереработки как вершина, покорить которую повторно в ближайшее время не удастся.
В связи с созданием новых перерабатывающих мощностей на Ближнем Востоке и в США возникают новые направления экспорта нефтепродуктов. В результате в большинстве регионов мира растёт конкуренция между поставщиками топлива.