Вышел новый номер журнала "Нефть России".
Вы здесь
Главная ›В тисках профицита и низких цен
В тисках профицита и низких цен
Год назад, в 2016 г., Россия полностью перешла на реализацию 5-го класса моторных топлив на внутреннем рынке. По итогам прошлого года, несмотря на падение объёмов переработки в стране, производство светлых продуктов выросло. По данным Vygon Consulting, нефтепереработку нарастили высокомаржинальные комплексные НПЗ, а также простые заводы, расположенные недалеко от границы и перерабатывающие лёгкую нефть и газовый конденсат.
Согласно прогнозам Минэнерго, в нынешнем году объёмы переработки нефти в России сократятся по сравнению с прошлым годом на 1,8%, с 285,2 до 280 млн т. Дальше нас ждёт продолжение падения: до 275-278 млн т в 2018 г., 273-278 млн т в 2019 г. и 271-278 млн т в 2020 г.
По словам заместителя министра энергетики Кирилла Молодцова, компании "потеряли мотивацию" к переработке нефти. Министерство собирается рассмотреть новые меры по стимулированию этой отрасли, которая больше всех пострадала от снижения цен на мировых рынках и изменения экспортных пошлин на нефть в России.
По данным "ЛУКОЙЛа", прибыль в российской нефтепереработке после проведения "налогового манёвра" упала в два раза. Негативное влияние на маржу оказали сокращение дифференциала между экспортными пошлинами на нефть и нефтепродукты, а также существенный рост с 1 января и 1 апреля 2016 г. ставок акцизов на моторное топливо. Негативную роль сыграло и увеличение с 1 января базовой ставки на мазут с 76% до 82% от экспортной пошлины на нефть.
В то же время позитивное влияние на маржу оказало снижение базовых ставок экспортных пошлин на светлые нефтепродукты. В частности, на дизельное топливо она с 1 января снизилась с 48 до 40%.
Как отмечают представители "ЛУКОЙЛа", доходность отечественных заводов сейчас ниже, чем европейских. Несмотря на то, что НПЗ компании уже прошли модернизацию, переработка в РФ оказалась для ВИНК низкоэффективной. Инвестиции в российский downstream у "ЛУКОЙЛа" сокращены до минимума. Тем временем компания в июне договорилась о переработке в Канаде 300 тыс. т высококачественной нефти, поставляемой с Варандейского терминала в Арктике.
Согласно оценкам Vygon Consulting, в прошлом году объём переработки нефти в РФ снизился на 3,5 млн т, до 279 млн т (эксперты называют цифры ниже, чем Минэнерго). В основном – за счёт уменьшения загрузки комплексных НПЗ. Это обусловлено оптимизацией работы мощностей в условиях неблагоприятной ценовой конъюнктуры. Несмотря на заявленное государством намерение избавиться от "самоваров", наиболее технологически простые НПЗ увеличили объёмы первичной переработки на 2,2 млн т. При этом они обеспечили себе рентабельность за счёт использования в качестве сырья лёгкой нефти или газового конденсата, а также благодаря близкому расположению к границе или премиальным рынкам. Рост также показали комплексные НПЗ, на которых в 2015-2016 годах введены крупные мощности ("Волгограднефтепереработка", "Пермнефтеоргсинтез").
На фоне роста добычи и снижения переработки в 2014-2016 гг. экспорт нефти вырос на 13,4% и в прошлом году достиг рекордных 254 млн т. Это на 2 млн т выше предыдущего пика 2007 г. Дальнейшему росту экспорта в 2017 г. помешают сокращение добычи из-за действующего соглашения с ОПЕК, а также восстановление объёмов переработки. Согласно прогнозу, поставки российской нефти на внешние рынки снизятся в нынешнем году на 0,7%, до 252,5 млн т. Но уже в следующем году экспорт вернётся к рекордному уровню 2016 г. В 2017 г. первичная переработка в России вырастет на 2 млн т, а в следующем году – на 8 млн т, вернувшись на пик 2014 г. (289 млн т). То есть здесь оценки Vygon Consulting и Минэнерго расходятся.
Ввод новых мощностей по производству автобензина и стагнация внутреннего спроса привели к увеличению его профицита на российском рынке. И в обозримом будущем его дефицита не ожидается. В прошлом году на экспорт было отправлено 2,5 млн т кондиционного автобензина 5-го класса. В 2017-2018 гг. в стране будут введены дополнительные мощности по выпуску этого вида нефтепродуктов, в результате профицит превысит 10 млн т.
"Вопреки широко распространённому мнению, большой налоговый манёвр 2015-2017 гг. оказал положительное влияние на экономику российских НПЗ. Прирост среднеотраслевой маржи оценивается в 1,2-1,5 долларов за баррель по сравнению со старой налоговой системой", – отмечают в Vygon Consulting. То есть эксперты не разделяют пессимизм "ЛУКОЙЛа".
По данным МЭА, мировой спрос на нефтепродукты в период до 2022 г. может вырасти примерно на 6,1 млн барр./сут.. Казалось бы, это приятная новость для отечественного downstream. Однако российская нефтепереработка может столкнуться с драматическими изменениями на глобальном рынке. Новые требования, вводимые Международной морской организацией с 2020 г. в отношении судового топлива, способны привести к повсеместному росту цен на нефтепродукты. Wood Mackenzie утверждает, что расходы судоходных компаний на топливо могут вырасти более чем на 50%, до 174 млрд долларов в год. Согласно другим оценкам, расходы на топливо увеличатся на 85%. Помимо удара по судовладельцам, эти изменения могут отразиться на тарифах на грузоперевозки, ценах на автомобильное и авиатопливо.
Руководство крупнейшего мирового нефтетрейдера, компании Vitol, считает, что это "перевернёт рынок", поскольку подлежащее запрету судовое топливо с высоким содержанием серы является важной составляющей процессов переработки на многих НПЗ. На него приходится 4% от мирового спроса на нефтепродукты.
Эксперты предполагают, что цены на нефтепродукты (судовое топливо, дизтопливо, бензин и авиакеросин) могут вырасти на 10-20 долл./барр. А повышение тарифов на морские перевозки приведёт к увеличению стоимости поставок нефти на НПЗ. Многие заводы не смогут выдержать таких изменений. В непростое положение попадут, в первую очередь, европейские предприятия.
В свою очередь, Credit Suisse предсказывает скорое закрытие нескольких НПЗ во Франции, в том числе и из-за упомянутого решения Международной морской организации. Этому будут способствовать и недавние решения французских властей о запрете с 2040 г. продаж в стране автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, а также о последовательном стимулировании спроса на электромобили.
По мнению Credit Suisse, существующая в РФ структура отрасли неэффективна и требует рационального подхода. А налоговый манёвр привёл к увеличению доходов в upstream за счёт нефтепереработки. Расположение многих российских НПЗ может повлиять на их конкурентоспособность на внешних рынках, в особенности начиная с 2020 г. "Значительная часть российских мощностей по переработке (нацеленных сейчас на экспорт) может оказаться невостребованной в этот период. Примерно половина из них приходится на портфель нефтеперерабатывающих активов “Роснефти”", – отмечают эксперты Credit Suisse.
По их расчётам, средний российский НПЗ, если его поставить в порту Северо-Западной Европы, будет генерировать сравнительно низкую маржу. Операционная прибыльность отечественных предприятий обеспечивается в основном за счёт таможенной субсидии, которая обусловлена разницей между экспортными пошлинами на нефть и нефтепродукты. Дополнительный положительный эффект обеспечивают премии внутреннего рынка к расчётному экспортному паритету.
Однако в 2016 г. эта субсидия из-за падения цен на нефть снизилась с 6,5 до 4,7 долл./баррель. В результате среднеотраслевая маржа, по данным Credit Suisse, составила 1,7 долл./барр., что в два раза ниже показателя предыдущего года. Из-за логистического отставания и низкого выхода светлых нефтепродуктов экономика комплексных НПЗ, перерабатывающих среднюю и ниже среднего по качеству нефть и расположенных далеко от экспортных рынков, отрицательна. На простых НПЗ, несмотря на низкий технологический уровень, маржа в среднем положительна и сопоставима с комплексными предприятиями. Простые заводы остаются высокорентабельными и продолжают увеличивать объёмы переработки, выпуская неподакцизные суррогаты моторных топлив для внутреннего рынка.
Полный текст читайте в №7-8 "Нефти России"