Белоруссия без российской нефти

25 Фев 2020

Белоруссия без российской нефти

Варианты поставок сырья в обход соседней республики возможны, но не желательны.

Сергей Воробьев, директор, Сергей Алихашкин, аналитик (Институт развития технологий ТЭК), Тамара Сафонова, исполнительный директор ООО "НААНС-МЕДИА", доцент кафедры международной коммерции РАНХ и ГС при Президенте РФ
© "Транснефть"

Первого января 2020 г. была сокращена прокачка российской нефти через нефтепровод "Дружба" на белорусские НПЗ, так как Москва и Минск не смогли до этого срока договориться об условиях поставок на 2020 год − стоимости транзита и сырья.

Сейчас нефть в Белоруссию из России поставляют только предприятия группы "Сафмар" Михаила Гуцериева. В январе на Полоцкий и Мозырский НПЗ объём поставок составит около 650 тыс. тонн нефти, примерно половину их потребностей. 20 января представители "Белнефтехима" заявили о закупке 80 тыс. т нефти у Норвегии для переработки на НПЗ "Нафтан". 

Прокачка нефти в Польшу, Германию, Словакию, Чехию и Венгрию продолжается в отсутствии договоренности сторон.

С 1 февраля ставка транзита по РБ, согласно межправительственному соглашению, должна быть поднята на 6,8%. В этих условиях стороны решили отложить переговоры, вернувшись к вопросу позже, уже с учетом картины по новому экологическому налогу и подготовленных расчётов по компенсациям за поставки загрязненной хлоридами нефти. 

Рассмотрим причины и возможные последствия нефтяного конфликта в свете дополнительных требований Минска, выдвигаемых Москве.

"Дружба" – крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Её создание было начато в 1960 г. Первая очередь нефтепровода была сдана в 1964 г. В связи со значительным ростом экономик стран союзного блока, входивших в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), в 1969 г. рядом с трубами "Дружбы-1" начали прокладывать трубы нефтепровода "Дружба-2", стройка была завершена в 1974 г. Ввод в строй второй "Дружбы" позволил увеличить экспортные поставки нефти из СССР более чем в два раза.

Маршрут нефтепровода проходит от Самары до последней на территории России перекачивающей станции Унеча, затем доходит до белорусского Мозыря, после чего разветвляется на два участка: северный – по территории Белоруссии, Польши, Германии, и южный − по территории Украины, Чехии, Словакии, Венгрии и Хорватии. В 2006 г. прокачка нефти от Унечи в сторону Латвии и Литвы была остановлена. Поставки нефти в Хорватию в настоящее время не осуществляются.

Проектная мощность системы "Дружба" составила 80 млн т в год. В 2018 г. по ней было перекачано 48,9 млн т нефти, в 2019 − 43,9 млн т, то есть транспортировка  сократилась на 6,5 млн т. Отчасти снижение объёмов перекачки в прошлом году было запланировано ПАО "Транснефть", отчасти было связано с загрязнением нефти в системе хлорорганическими соединениями (ХОС) и временной остановкой работы нефтепровода.

На поставках нефти на белорусские НПЗ загрязнение ХОС практически не сказалось, снижение составило лишь 0,3 млн т. При этом два года подряд поставки не достигают квоты 18 млн т, оговоренной соглашением РФ и Республики Беларусь.

По соглашению между Москвой и Минском, достигнутому в 2017 г., Россия обязалась поставлять в Белоруссию 24 млн т нефти в год. Но физические объёмы поставок составляют лишь 18 млн т. Ещё 6 млн т Белоруссия реэкспортирует с территории России по так называемой процедуре "перетаможки", то есть пошлины от экспорта этого объёма нефти поступают в бюджет Белоруссии. Данный механизм был согласован как способ субсидирования цен на российский газ для Беларуси. По экспертным оценкам, "перетаможка" до начала налогового манёвра приносила белорусскому бюджету 550-600 млн долларов в год.

Цены закупки российской нефти для белорусских НПЗ всегда были ниже мировых. Они рассчитывались как: цена Urals на Роттердамском рынке минус таможенная пошлина плюс 10 долларов с каждой тонны (премия российских компаний) плюс тариф на прокачку.

Премия в 10 долларов для российских компаний действует с 2011 г., её учредили в качестве стимула для российских ВИНК к увеличению поставок нефти в Беларусь. 

Все последние пять лет цена закупки российской нефти белорусскими предприятиями была ниже, чем стоимость реализации нефти Urals на внешнем рынке. Разница в цене обусловлена, главным образом, изменением конъюнктуры на  мировом рынке − чем котировки ниже, тем меньше дополнительный доход белорусских НПЗ при приобретении российского сырья.

По данным белорусской стороны, цена российской нефти для Минска в 2019 г. составляла примерно 80% от мировой.

Желание Белоруссии добиться от Москвы более выгодных условий поставки нефти связано с российским налоговым маневром, по которому к 2024 г. экспортная пошлина будет обнулена. Тогда надбавка в 10 долларов за тонну, которую Минск сейчас выплачивает российским ВИНКам, утратит обоснование. 

В настоящий момент публично объявленные претензии Минска и разногласия по вопросу прокачки нефти можно разбить на четыре составляющих: 

  1. надбавка 10 долларов на тонну к договорной цене (цена мирового рынка минус экспортная пошлина); 
  2. вопрос "перетаможки"; 
  3. компенсация за загрязнение нефти в "Дружбе"; 
  4. тарифы на прокачку. 

В декабре 2019 г. средняя цена сорта Urals составила 64,47 доллара за баррель или примерно 469,3 доллара за тонну (при коэффициенте пересчета 7,28 барреля на тонну). Размер экспортной пошлины, рассчитанный с коэффициентом 0,833 и на основе мониторинга цен на целевых рынках, в декабре равнялся 90,5 доллара за тонну. Таким образом, стоимость нефти без учёта таможенной пошлины составила 378,8 долларов за тонну, или 80,7% от средней стоимости Urals на европейских рынках. Добавка к цене 10 долларов за тонну увеличивает стоимость нефти для белорусских НПЗ до 82,9% от мировой.

С 1 января 2020 г. коэффициент, применяемый при расчёте пошлин на нефть, снижен до 0,667. Благодаря этому размер пошлины уменьшился на 13,3 доллара, до 77,2 доллара за тонну. Цена Urals на 14 января составляла 60,02 доллара за баррель, то есть около 436,95 доллара за тонну. Значит, Минску она обошлась бы 359,75 долларов за тонну, или 83,3% от европейской цены Urals. А надбавка в 10 долларов поднимает белорусскую цену до 84,6% от мировой.

Для сравнения, в январе 2017 г., по расчетам Фонда национальной энергетической безопасности, баррель Urals стоил для Беларуси 40,4 доллара при европейских котировках в 53,2 доллара. То есть "льготная" цена составляла около 76% от мировой. 

"В условиях реализации налогового манёвра и ежегодного увеличения стоимости нефти для Беларуси за счёт уменьшения таможенной пошлины платить премию российским нефтяным компаниям в том размере, в котором мы договаривались это делать в 2011 г., сегодня не имеет никакого смысла. Это просто экономически нецелесообразно", – заявил в этой связи первый вице-премьер Беларуси Дмитрий Крутой. 

Минск придерживается малообоснованной позиции, что начиная с 2020 г. он будет закупать российскую нефть только при условии аннулирования упомянутой премии. Однако кроме риторики о потере экономического "смысла" эта позиция ничего не содержит. Поверхностный арифметический подсчёт показывает, что до окончания налогового манёвра более дешёвую нефть, чем в России, даже с учётом упомянутой премии, Белоруссия нигде не получит.

На отмену надбавки пока согласились только структуры, принадлежащие Михаилу Гуцериеву, у которого с Белоруссией давние и тесные деловые контакты.

Экономика процесса сегодня выглядит следующим образом. При котировках в 60 долларов за баррель (соответственно, 436,8 долларов за тонну) 10 долларов за тонну – это всего около 2,2% от цены. И наличие такой премии может сделать поставки в Белоруссию более дорогими, чем в Европу, только после полного обнуления экспортной пошлины в 2024 г.
 
Однако при поставке в Беларусь 18 млн т нефти республика платит российским компаниям сверх безакцизной стоимости нефти 180 млн долларов. Для сравнения, дефицит бюджета Белоруссии в 2020 году составляет 500 млн долларов, то есть надбавка значима для финансовой системы республики. Разовая отмена надбавки сейчас или в 2024 г., или постепенное её снижение – очевидный предмет переговоров.

Полный текст читайте в №1-2/2020 "Нефти России"

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2020. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – Exdesign.