Вышел новый номер журнала "Нефть России".
Вы здесь
Главная ›Быть ли новому суперкластеру?
Быть ли новому суперкластеру?
Надо ли России незамедлительно приступать к освоению своих арктических углеводородных кладовых или это задача следующих поколений? Дискуссии на данную тему не утихают уже не первый год. С одной стороны, огромная стоимость арктических проектов на фоне не слишком высоких нефтяных котировок, западные санкции и наличие запасов в более климатически благоприятных регионах заставляют задуматься о целесообразности разворачивания "северной эпопеи". С другой стороны, освоение крупнейших нефтегазоносных провинций на севере страны и на её шельфе сделали бы Россию безусловным лидером на мировом углеводородном рынке.
Конечно, освоение Арктики – дело весьма непростое. И здесь нужны не только гигантские инвестиции и передовые технологии, но и новые организационные подходы. Такой подход предложила компания "Роснефть", выдвинувшая идею формирования арктического мегакластера "Восток Ойл", в который бы вошли как шельфовые, так и сухопутные месторождения. При наличии соответствующих государственных стимулов в данный проект можно было бы привлечь зарубежных инвесторов. Это позволило бы довести добычу в рамках нового кластера до 100 млн т в год и обеспечить загрузку Северного морского пути.
"В настоящее время мы рассматриваем возможность создания арктического кластера, который в полном объёме будет работать на решение поставленной Вами задачи – достижения до 2024 г. 80 млн т грузопотока по Северному морскому пути", – сказал глава "Роснефти" Игорь Сечин в ходе встречи с Президентом РФ В.В. Путиным в апреле 2019 г.
Мегакластер может быть создан на основе уже действующих и перспективных проектов "Роснефти" в Арктическом регионе, которые могут включить в себя Ванкорский кластер, в том числе Ванкор, Сузун, Тагул, Лодочное месторождение, ряд геологоразведочных проектов Южного Таймыра. Например, "Ермак", разрабатываемый совместно с ВР. В перспективе в сверхкластер могут войти месторождения Восточного Таймыра в районе Хатанги.
Безусловно, фундаментом для создания нового арктического суперкластера призван стать уже успешно реализуемый Ванкорский проект. Он включает в себя Ванкорское, Сузунское, Тагульское и Лодочное месторождения, расположенные на севере Восточной Сибири – в Туруханском районе и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края. Оператором данного проекта является ООО "РН-Ванкор" – дочернее общество ПАО "НК "Роснефть". Оно было образовано 1 апреля 2016 г. путём выделения из АО "Ванкорнефть", созданного ещё в 2004 г.
Ванкорское месторождение открыто в 1988 г. и относится к числу уникальных. Его начальные извлекаемые запасы составляют 480 млн т нефти и конденсата и 177 млрд кубометров газа. Достаточно крупным является также Тагульское месторождение, запасы которого по категории АВ1С1+В2С2 достигают 296 млн т и 251 млрд кубометров , соответственно. Им уступают Лодочное (89 млн т, 81 млрд кубометров ) и Сузунское (51 млн т, 37 млрд кубометров ) месторождения.
Кроме того, "РН-Ванкор" проводит геологоразведочные работы на 20 лицензионных участках в Красноярском крае и частично в Ямало-Ненецком автономном округе.
Промышленная добыча на Ванкорском месторождении началась в июле 2009 г. "Ванкор – это первый, и поэтому столь значимый шаг к реализации масштабного стратегического проекта по комплексному освоению углеводородных месторождений севера Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа. В ближайшие годы здесь должна появиться новая российская нефтегазоносная провинция", – отметил Владимир Путин в ходе официальной церемонии ввода месторождения в эксплуатацию, которая состоялась 21 августа 2009 г.
Освоение месторождения шло ударными темпами. Так, в 2010 г. велись активное разбуривание и обустройство. Фонд добывающих скважин на конец года достиг 124 шт., было обустроено 19 кустовых площадок. Продолжалось строительство основных объектов месторождения, ключевым из которых стал Центральный пункт сбора нефти. В итоге уже в 2010 г., который стал первым полным календарным годом эксплуатации месторождения, на Ванкоре, было добыто 12,7 млн т нефти
К 2017 г. производство выросло до 22,2 млн т, а в 2018-м оно снизилось до 21,8 млн т. По состоянию на конец 2018 г. фонд действующих добывающих скважин насчитывал 596 единиц.
В сентябре 2019 г. отмечалось 10-летие с начала промышленной добычи на Ванкоре. Накопленная добыча на месторождениях кластера за этот период составила более 192 млн т жидких углеводородов, в Единую газотранспортную систему страны было отправлено более 29 млрд кубометров товарного газа.
С 2009 по 2019 годы благодаря геологоразведочным работам ресурсный потенциал лицензионных участков Ванкора увеличился более чем в два раза. Запасы нефти Ванкорского проекта за 10 лет выросли на 20 %, газа – на 54%.
На Ванкоре широко используются новейшие технологии разработки запасов. В частности, в августе 2019 г. появилась информация о том, что средний запускной дебит многозабойных скважин увеличился на 55% благодаря применению технологии фишбон (англ. fishbone –"рыбья кость"). Всего на месторождениях кластера построено уже более 120 скважин по данной технологии, длина самой протяжённой из них составила 4711 м. Максимальный стартовый дебит зафиксирован на скважине Сузунского месторождения – 663 т/сутки. Всего в 2019 г. на месторождениях кластера планируется пробурить 53 многозабойные скважины.
Ванкор значительно удалён от объектов дорожной инфраструктуры (более чем на 1500 км), поэтому там реализован автономный принцип работы. Для выработки электрической и тепловой энергии построен собственный энергетический комплекс с Ванкорской газотурбинной электростанцией мощностью 200 мВт. Сооружён завод по производству дизельного топлива для собственных нужд. Кроме того, построены автодороги, автозимники, налажена система поставки грузов в навигационный период по реке Большая Хета (приток Енисея).
Для транспортировки нефти с месторождений кластера построен магистральный нефтепровод Ванкор – Пурпе протяжённостью 556 км. Центральный пункт сбора нефти Ванкора – самый крупный в отрасли по своим масштабам. Производительность каждой из трёх технологических линий по подготовке нефти достигает 7,5 млн т в год . Общий объём резервуарного парка составляет 370 тыс. кубометров .
В штате ООО "РН-Ванкор" числится более 6 тыс. работников. Ежедневно на месторождениях кластера трудится порядка 10 тыс. человек (с учётом подрядных организаций и строителей). Вахтовые бригады на месторождение доставляются воздушным путем. Для этого был полностью реконструирован аэропорт города Игарка, включая взлетно-посадочную полосу. На сегодняшний день аэропорт принимает 380 тыс. пассажиров в год.
В условиях западных санкций важнейшей задачей отечественного НГК стал поиск новых источников финансирования. В частности, большие надежды возлагаются на привлечение инвесторов из стран АТР. И Ванкор стал важнейшей площадкой такого международного сотрудничества. В 2016 г. 49,9% в проекте приобрёл консорциум индийских компаний в составе Oil India Limited, Indian Oil Corporation Limited, Bharat PetroResources Limited, а также ONGC Videsh Limited. При этом "Роснефть" сохраняет за собой 50,1% акций "Ванкорнефти". Оценка Ванкорского проекта составила 3,4 доллара в расчёте на один баррель запасов углеводородов (по категории 2P методологии PRMS), что отражает высокий потенциал ресурсной базы проекта.
Однако индийские компании участвуют непосредственно в проекте освоения Ванкорского месторождения, а не всего кластера. Разработкой Сузунского месторождения занимается АО "Сузун", Тагульского – ООО "Тагульское".
Первый этап освоения Сузунского месторождения стартовал в 2016 г. На конец 2018 г. там было пробурено 44 эксплуатационные скважины, а добыча в прошлом году достигла 4,1 млн т.
Освоение Сузуна ведётся в синергии с Ванкором в части общего электроснабжения, транспорта нефти (через ЦПС Ванкорского месторождения в нефтепровод "Ванкор – Пурпе" и далее – в систему АК "Транснефть").
Второй этап Сузунского проекта должен стартовать в 2020 г. Он предполагает реализацию газовой программы, обеспечивающей подготовку и транспорт газа на Ванкорское месторождение, а также создание объектов внешнего электроснабжения и вспомогательной инфраструктуры.
Что касается Тагульского, то оно отличается сложной структурой с множественными коллекторами. Его эксплуатация началась в 2018 г., эксплуатационный фонд скважин к концу года достиг 64 единиц. Добыча ведётся с использованием мобильных установок подготовки нефти, её объёмы в 2018 г. составили 1,3 млн т.
В планах на ближайшее будущее – продолжение строительно-монтажных работ на первом пусковом комплексе установки подготовки нефти (УПН) проектной мощностью 2,3 млн т в год, а также на других объектах обустройства месторождения (кустовые площадки, нефтепроводы и прочие).
Лодочное месторождение – многозалежное, оно относится к крупным по величине извлекаемых запасов и к сложным по геологическому строению. С целью оценки добычных возможностей основных объектов разработки в наиболее перспективных зонах в 2017 г. была начата опытно-промышленная эксплуатация месторождения. В 2018 г. были закончены бурением десять эксплуатационных скважин (в том числе две многозабойных), из них четыре скважины введены в эксплуатацию. Добыча нефти за прошлый год в рамках этапа опытно-промышленной разработки составила 0,3 млн т.
В ходе подготовки к вводу в промышленную эксплуатацию на месторождении будет продолжено эксплуатационное бурение и строительство объектов инфраструктуры (установка подготовки нефти, газокомпрессорная станция, высоковольтные линии электропередач и др.).
Полный текст читайте в №11-12 "Нефти России"