Европа против энергетического диктата

24 Дек 2019

Европа против энергетического диктата

Наверное, каждая вторая рождественская ёлка, сияющая сегодня в ФРГ, освещена благодаря теплоэлектростанциям, работающим на газе из России. Если вся рыночная ниша, занятая поставками "Газпрома" в ходе обеспечения Евросоюза "голубым топливом", превысила в прошлом году 34%, то для Германии, как крупнейшего торгово-экономического партнера Москвы, эта доля была и остается гораздо более высокой. И большинство немцев несогласно с призывами круто изменить в будущем свой энергобаланс в пользу дорогостоящего СПГ из-за океана (тем более что его поставки в долгосрочном плате отнюдь не гарантированы). В прежние годы о таких трезвых настроениях мы знали по опросам общественного мнения и публикациям влиятельных СМИ. А в последнее время всё более ощутимы шаги властей ряда государств: парламенты принимают далеко идущие решения, стартуют резонансные политические демарши.

Павел Богомолов, кандидат политических наук
© Nord Stream 2

Победой трезвомыслящих сил в межпартийной борьбе в немецком Бундестаге стало принятие в ноябре законопроекта о порядке применения в Германии поправок к Газовой директиве Евросоюза. Теперь под эти позитивные коррективы подпадает проект "Северный поток-2", предполагающий прокладку трубопровода по дну балтийского моря из России в ФРГ.

В чем же смысл вышеупомянутых поправок? В конце 2019 г. разрешение на прокладку трассы "Северного потока-2" в исключительных экономических зонах своих акваторий, вслед за Финляндией и Швецией, выдала наконец и Дания, ранее пытавшаяся бойкотировать этот проект. Поэтому в США задумались над тем, к какому очередному способу "правового саботажа" надо прибегнуть, чтобы всё-таки сорвать реализацию "Северного потока-2". Наконец, придумали: нужно подтолкнуть не одну страну, а весь Евросоюз к дальнейшему ужесточению подхода к энергетическому импорту со "злокозненного Востока". И вот сугубо внутреннее законодательство единой Европы перенесено Брюсселем на морские участки даже тех магистралей, которые идут на территорию ЕС из третьих стран. Одно из таких правил – анбандлинг. Это обязательное разделение деятельности по добыче и транспортировке энергоресурсов между разными компаниями. Еще один пункт – конкурентные тарифы на прокачку и доступ третьих сторон к трубе. Но Бундестаг отметил, что данные пункты временно (на срок не более 20 лет) не относятся к "той части трубопроводов, которая находится в ФРГ". Пришлось, однако, пойти и на компромисс с ЕС: трассы должны отвечать ряду жёстких требований интеграционного блока.

Оговорка о порядке применения общеевропейского законодательства, принятая немецкими парламентариями, вызывает оптимизм. Более того, магистраль "Северного потока-2" уже практически достроена и ещё в мае достигла побережья Германии – недостроенным остаётся только датский участок. 

Правда, Германия всё же вынуждена была сделать уступку Брюсселю: на отрезке магистрали "Северного потока-2" протяжённостью всего в 12 морских миль все же будет введено упомянутое правило анбандлинга. Окончательное решение об этом Федеральное сетевое агентство ФРГ примет до 24 мая 2020 г. Однако у оператора проекта – компании Nordstream 2 AG – есть право подать заявку на предоставление режима исключения, а официальный Брюссель обязан её рассмотреть и вынести то или иное решение.

В общем и целом, всё не так плохо. Даже не подрывая Газовую директиву ЕС как таковую, парламентарии в Берлине продемонстрировали абсолютно немецкое здравомыслие. И хотя принятые Евросоюзом нормы остались в целом неизменными, предложен безболезненный путь реализации обозначенных приоритетов.   
   
Как уже подчеркивалось, берлинские поправки к новой редакции Третьего энергопакета ЕС стали доброй вестью. Они делают возможным завершение строительства магистрали "Северный поток-2". А ведь в своем недавнем виде Газовая директива обрекала проект на неудачу. Депутат от партии "Альтернатива для Германии" (АГ) Штеффен Котре отметил в этой связи: "Директива мешает “Северному потоку-2”. Она делает его невозможным, а ведь он был с самого начала возможным. Это – коммерческий проект двух стран. ЕС в этом не должен иметь слова. Когда мы даем в данном вопросе слово Евросоюзу, то мы ухудшаем наше газовое снабжение, делаем его дороже и ненадежнее".

К счастью, с учётом поправок ситуация изменилась. В "адаптированном" (под ФРГ) виде документ теперь уже отвечает интересам Германии, обеспечивая безопасность энергопоставок и защищая от давления со стороны США. Об этом хорошо сказал депутат бундестага от Социал-демократической партии Тимон Греммельс  в интервью РИА Новости: "Это важно для Европы. Мы не дадим Трампу нас разделить. Это важно для конкуренции и диверсификации рынка газа в ЕС. Это важно потому, что у предприятий появятся возможности без риска планировать свой бизнес. Это важно ещё и потому, что “голубое топливо” России – важный источник для большой химии. И это важно для защиты климата: с учетом планов отказа от ядерного и теплового ТЭК нам нужен газ для переходного периода".  

В ФРГ научились сопротивляться давлению со стороны проводников курса на "глобальное энергетическое доминирование США", объявленного в июле 2017 г. Накоплен и опыт противостояния этой идеологии, безбоязненного выстраивания убедительных, наотмашь бьющих контрдоводов. Нападки США отбиваются в Берлине всё предметнее, нередко с упором на экологические аспекты. "Эта критика – часть попыток США всеми средствами поставлять на рынок Европы газ, добытый методом гидроразрыва, – напомнил в интервью корреспонденту ТАСС глава комитета Бундестага по экономике и энергетике Клаус Эрнст (депутат от Левой партии). – Штаты оказывают давление на ЕС и на все европейские страны для того, чтобы на континенте покупали как можно больше газа из Америки и при этом ещё и строили терминалы по приёмке СПГ. При этом американцев заботят свои интересы, а не интересы Германии или Европы. Они хотят обеспечить рынки сбыта, используя недобросовестные методы".

По мнению Эрнста, возможные санкции против участников "Северного потока-2" не могут соответствовать международному праву. "Они являются экстерриториальными – применяются за пределами США и нацелены на предприятия, которые не являются американскими. Германия и Евросоюз имеют право осуществлять такой энергетический курс, какой они считают правильным. Для этого нам не нужны… принуждения со стороны США", – отмечает немецкий депутат. Он также напомнил, что в Европе снижается добыча газа, и без российских ресурсов не обойтись. При этом законодатель не разделяет мнение о том, что ФРГ будет очень сильно зависеть от России после пуска "Северного потока-2". "Считаю это бессмыслицей, – сказал он. – Зависимость обоюдная: нам нужен газ, а Россия хочет этот газ продавать. Уже на протяжении 40 лет это хорошо работает. Из обоюдной зависимости может получаться плодотворное сотрудничество. Оно имеет ценность и позволяет сохранять взаимопонимание, в том числе в сложные времена".  

Полный текст читайте в №11-12 "Нефти России"

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2020. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – Exdesign.