Вышел новый номер журнала "Нефть России".
Вы здесь
Главная ›Китайский синдром для Европы
Китайский синдром для Европы
Наступившая осень так и не охладила пыла стратегов торговых войн. С 24 сентября вступили в силу новые "защитные" пошлины США против китайских товаров. До конца года они будут составлять 10%, а с 1 января 2019 г. – уже 25%. С учётом общей суммы ввозимых товаров, подлежащей обложению новыми заградительными пошлинами (200 млрд долларов), под ударом оказывается почти половина всего китайского экспорта в США. В ответ Поднебесная ввела аналогичные пошлины на поставку американских товаров на сумму в 60 млрд и пообещал расширить их ассортимент в будущем. И хотя вопрос – будут ли китайские пошлины распространены ещё и на поставки сырой нефти из США – пока не получил официального ответа из Пекина, это не помешало рынку ответить на него самостоятельно.
Уже 3 октября информационные агентства, ссылаясь на заявление президента китайской судоходной компании China Merchants Energy Shipping Се Чунь Линя, сообщили о полном прекращении поставок "чёрного золота" из США в Поднебесную. Слова главы одного из крупнейших перевозчиков американской нефти в Китай были подтверждены данными системы слежения за движением судов Refinitiv Eikon. Это вызвало на рынке дополнительный резонанс.
Однако для внимательных наблюдателей очередная сенсация оказалась вполне ожидаемой. Развязывание Вашингтоном торговой войны с самого начала поставило под удар молодой энергетический экспорт США, так что американским операторам уже с первых дней её объявления оставалось лишь ожидать ответного удара Пекина и подсчитывать вероятные потери.
Правда, ещё в августе нынешнего года Китай исключил нефть из списка американских товаров, подлежащих обложению дополнительными пошлинами, что (к сожалению) было воспринято в США как проявление "слабости". По оценкам Wall Street Jornal, общая стоимость нефтяного экспорта из Соединённых Штатов в Китай к лету 2018 г. достигала 8 млрд долларов, так что исключение его из санкционного перечня должно было снизить эффективность ответных мер Пекина по крайней мере на треть.
Однако рынок рассудил иначе: частные китайские НПЗ прекратили свои закупки нефти в США уже с июня. Заметим, что в прошлом году эти сравнительно небольшие частные предприятия (так называемые "самовары") закупили 1,88 млн т американского "чёрного золота", а в первом полугодии текущего – ещё 578 тыс. т, что составляет почти четверть всего нефтяного импорта в страну из США.
Что касается крупных госпредприятий, в том числе такого национального гиганта, как Sinopec, то они заняли выжидательную позицию в отношении американских поставщиков чуть позже – с августа. Судя же по отраслевой статистике самих США, заметное проседание поставок в Китай было отмечено ещё в июле.
Таким образом, США рискуют потерять своего второго по величине (после Канады) импортёра нефти. А перед рынком появляется заманчивая перспектива передела поставок в 1,2-1,5 млн барр./мес. (350-500 тыс. барр./сутки). Эти объёмы, достаточно солидные для американских экспортёров, не являются критичными для Китая. Не случайно, комментируя возможность отказа Пекина от нефти из США, глава российского Минэнерго Александр Новак заявил, что китайские потребители смогут без проблем переориентироваться на другие источники. Похоже, Запад в этом также ничуть не сомневается. Более того, в качестве основной возможной "наследницы" американской доли нефтяного импорта Китая, рассматривается как раз Россия, которая динамично наращивает свои поставки в Поднебесную уже не первый год.
Но если США при этом обеспокоены возможным усилением не только экономического, но и геополитического конкурента, то Евросоюз гораздо больше интересуется сохранением баланса на собственном энергетическом рынке.
Эхо информационных взрывов американо-китайской торговой войны докатилось и до Евросоюза, отношения которого с официальным Вашингтоном также обострились после введения последним 25-процентных пошлин на экспорт стали и 10-процентных – на алюминий. При этом европейцев, которые вполне осознают свою зависимость от поставок российской нефти особо волнует возможность их дальнейшего снижения, тенденция к которому проявилась в начале 2018 года.
В январе (сразу после запуска второй ветки нефтепровода Сковородино – Мохе – Даджинг), западные медиа забили тревогу, упрекая Россию в том, что она увеличивает поставки своего "черного золота" в Китай за счёт Европы. А в мае уже европейские нефтепереработчики всерьёз заговорили о возможном сокращении закупок российской нефти, а отраслевая статистика озаботилась снижением её отгрузок на Чёрном море и Балтике.
Основной причиной подобной динамики называлась вынужденная переориентация Россией своих экспортных нефтяных потоков с запада на восток, чтобы даже при ограниченных добычных возможностях удовлетворить возрастающий спрос Китая. При этом отмечалось, что в результате удвоения пропускной способности нефтепровода Сковородино – Мохэ общие объёмы трубопроводного экспорта нефти из России в КНР с начала 2018 г. увеличились на 43%, в то время как танкерные поставки в Европу были снижены на 19%.
Тогда же многие западные эксперты (в частности из Wood Mackenzie и Bloomberg) заговорили о быстрой компенсации снижения российских поставок за счёт ближневосточной и (особенно) американской нефти, которая должна была за несколько последующих месяцев буквально "затопить" европейские НПЗ. Напомним, что происходило это на фоне сомнений в способности российских операторов к дальнейшему наращиванию добычи "чёрного золота", которые подогревались как отраслевыми источниками, так и масс-медиа, переместившими Россию в июне аж на третье место по производству нефти (после США и Саудовской Аравии).
Любопытно, что по официальным оценкам "Транснефти", экспорт российской нефти в Европу за пять первых месяцев текущего года действительно сократился, но только на 16% (до 51,1 млн т к январю-маю 2017 г.). При этом были заметно уменьшены не только танкерные поставки из основных портов, но и масштабы прокачки сырья по нефтепроводу "Дружба" – на 1%, до 19,8 млн т.
Временное проседание трубопроводного экспорта в Европу связывается с повышением содержания серы в российском сырьё (вплоть до предельно допустимых 1,8%). Основными причинами этого послужили снижение добычи малосернистой нефти на месторождениях Западной Сибири в ходе выполнения обязательств России в рамках соглашения ОПЕК+ , а также переориентация порядка 4 млн тонн экспортных поставок лёгкой нефти с запада на восток в первом квартале 2018 г. Впрочем, руководство "Транснефти" уже сообщило о полной стабилизации ситуации, а так же о том, что до конца года содержание серы в нефти, отгружаемой в западном направлении, не превысит 1,7–1,75%. Это будет способствовать восстановлению конкурентных преимуществ российской нефти, что особенно важно на фоне снижения объёма её поставок.
Экспорт же "чёрного золота" из России в Китай с января по май нынешнего года увеличился почти на 49% (до 15,6 млн т) и, как следовало ожидать, продолжает расти главным образом за счёт трубопроводного экпорта. Так, поставки по отводу Сковородино – Мохэ, а также через территорию Казахстана, были увеличены почти в полтора раза – до 15,6 млн тонн. В то же время танкерные перевозки в Поднебесную (через порт Козьмино) также снизились, хотя не столь значительно как в европейском направлении – до 12,4 млн т (–6%).
"Транснефть" прогнозирует, что до конца 2018 г. экспорт нефти в Европу может быть снижен до 118,8 млн т (–14% к 2017 г.), а в Китай – вырасти до 38,3 млн т (+45%). Заметим, что в зависимости от дальнейшего развития взаимоотношений России и ЕС, а так же Китая и США эти цифры могут измениться.
Полный текст читайте в №10 "Нефти России"