На пути к операционной эффективности

30 Апр 2020

На пути к операционной эффективности

В последнее время повышение операционной эффективности неразрывно связано с цифровизацией. Два понятия настолько тесно переплетаются, что порой сложно отличить одно от другого. Однако в отрасли до сих пор нет чёткого понимания, что представляет из себя цифровизация – естественный путь развития технологий или модное маркетинговое понятие. 

Алексей Селезнёв, менеджер по развитию бизнеса Schneider Electric 

Цифровые инструменты появились на производствах в 70-х годах прошлого века, но про цифровую трансформацию заговорили только в последние 10 лет. Чем же внедрение цифровых инструментов сегодня отличается от того, что началось 50 лет назад?

Неопределённость в терминологии связана, прежде всего, со сложностями перевода. Слово digitization означает "оцифровка", то есть перевод всех видов информации в цифровой формат. Этот процесс в самом деле идёт уже очень давно. Другой термин – digitalization – переводится как "цифровизация", что подразумевает другой смысловой оттенок. Цифровизация – это создание новой информации на базе имеющейся.

Возьмём, к примеру, компрессор – крайне дорогое и критически важное оборудование. Серьёзная неисправность в нём может стоить миллионы долларов, поэтому компании хотят иметь представление о потенциальных поломках заблаговременно. Изобретение начала прошлого века – виброграф Гейгера – нарисует чернилами на ленте то же изображение, что самое современное оборудование выводит на дисплей.  

В России крайне мало специалистов, которые способны быстро проанализировать это изображение и дать точный ответ о состоянии компрессора, поэтому нет физической возможности поручить расшифровку графика человеку. То есть оцифровка данных в этом случае не приведёт ни к какому качественному скачку. Возможно, теперь информация более точная, она подаётся в удобном виде и в режиме реального времени, но извлечь добавленную стоимость из неё не получится.

Компьютерные системы позволяют собрать большой объём данных и контекстуализировать их – сравнить вибрации при разных технологических режимах и внешних условиях.  Технологии искусственного интеллекта анализируют полученную информацию и выдают готовый результат – какие вибрации можно считать нормальными, а какие – аномалиями. Данные о некорректной работе оборудования передаются персоналу, что позволяет снизить количество неплановых остановов компрессоров примерно на 80%.

Аномалии вибрации в этом конкретном случае – это дополнительная информация, созданная компьютерными системами, она приносит компании дополнительную ценность.  Именно создание новых данных на базе имеющихся называется цифровизацией. Цифровые инструменты, которые не создают дополнительной ценности, а просто отображают информацию в удобном виде, нельзя назвать инструментами цифровизации.

Другой популярный термин – "цифровая трансформация" – подразумевает более комплексный подход. Например, в ходе пилотного проекта механик получил от системы продвинутой аналитики информацию об аномальной вибрации в компрессоре, которая может привести к незапланированному останову. Специалисту придётся довериться системе, а в случае её ошибки взять ответственность за останов на себя, так как на предприятии не предусмотрено соответствующих ситуации правил. Механику это не нужно, он не желает рисковать работой, а объективных причин доверять новой технологии в рамках пилотного проекта у него нет. Через какое-то время компрессор незапланированно остановится.

В этом случае есть информация, но нет соответствующего бизнес-процесса, который позволит извлечь из неё ценность для компании. Необходим  регламент действий персонала в случае получения предупреждения от системы раннего обнаружения неполадок.

При внедрении инновационных систем, наподобие advanced process control (APC – системы усовершенствованного управления технологическим процессом или СУУТП), предприятия часто сталкиваются с кадровыми проблемами, из-за которых эксплуатация технологии останавливается. К примеру, вендор создал модель, установил и протестировал программное обеспечение, а также провёл обучение локального специалиста. Через какое-то время единственный сотрудник, получивший компетенции, меняет место работы – инженеры APC очень востребованная профессия. Внедренные модели APC необходимо поддерживать в актуальном состоянии, иначе они постепенно расходятся с реальным процессом. В таком случае приходится либо переделывать, либо отключать систему.

Пока предприятие не найдёт замену специалисту или не отправит на обучение новых, модель APC будет бесполезна. Получается, что без налаженных процессов обучения и удержания специалистов нужных компетенций инструмент цифровизации не принесёт компании пользы. Подобные ситуации часто встречаются при внедрении инноваций, поэтому появился термин "цифровая трансформация", который помимо самих технологий предполагает комплекс организационных действий.

В контексте цифровой трансформации часто упоминают "цифровых двойников". Этот термин в большей степени относится к маркетинговым концепциям. Любая компания, имеющая в активах технологию, которая попадает под это определение, называет её "цифровой двойник". Трёхмерные модели заводов, системы документооборота и бухгалтерского учёта, РСУ, СУУТП, человеко-машинные интерфейсы – это составные элементы концепции, но не сама модель. 

"Цифровой двойник" создаёт компании добавленную стоимость с помощью сбора, сверки и контекстуализации информации, построения модели предельной производительности предприятия и предоставления рекомендаций по оптимизации процессов. Технический термин для обозначения "цифровых двойников" – система управления производством в реальном времени. 

Человек, в свою очередь, делает выводы из информации, исходящей от системы, и принимает конечные решения. Задача цифровизации – предоставить специалистам информацию о потенциальной проблеме и предложить оптимальное время и способ её решения. 

Верхний уровень системы – высшие когнитивные функции. Постановка задач, принятие решений, обучение – на сегодняшний день эти возможности доступны только человеку. И пока это не изменится, искусственный интеллект останется продвинутым алгоритмом обработки информации, способным функционировать исключительно в рамках доступных ему данных. Существенных предпосылок к переходу к высшим когнитивным функциям пока нет. 

Однако если основное конкурентное преимущество сотрудника перед машиной заключается в низших когнитивных функциях – обработке информации, понимании диалога и выполнении рутинных операций, то через 20-30 лет он станет неконкурентоспособным. Задача человека – не быть частью системы управления производством в реальном времени, а использовать её, оптимизировать, обслуживать, обучать, расширять ее границы, принимать решения.

Полный текст читайте в №3-4/2020 "Нефти России"

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2020. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – Exdesign.