На развилке американской геополитики

21 Янв 2015

На развилке американской геополитики

В последнее время аналитические материалы в СМИ и выступления известных специалистов и лидеров нефтегазового комплекса изобилуют паническими прогнозами относительно достижения нефтяными ценами "дна" в 40-50 долларов за баррель и их длительного сохранения на этом низком уровне. Ещё в 2011 г. министр нефти Саудовской Аравии заявлял, что "чёрное золото" может в ближайшем будущем подорожать до 300 долларов за баррель. Но уже в 2014 г., после того как цена марки Brent опустилась ниже "психологического барьера" в 80 долларов, упав с июньской отметки в 115 долларов, многие эксперты считают нереалистичным осуществление такого прогноза. Но есть убедительные аргументы в пользу того, что достижение прежнего ценового уровня вполне возможно – после непродолжительного снижения котировок и их новой эскалации.

Сергей Заболотский, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (Новосибирск)

Период 1970-х – начала 1980-х годов ознаменовался резким ростом цен на "чёрное золото". Это стало следствием ряда мировых нефтяных кризисов, а также расширения потребления данного энергоресурса в развитых государствах. Но в 1982 г. США приняли директиву NSDD-66 (National Security Decision Directive), которая предполагала, что ЦРУ, Пентагон, казначейство и другие правительственные учреждения разработают методы повышения экономического давления на СССР. Это породило целый ряд исследований, направленных на выявление экономической слабости Советов. Одной из них оказалась цена на нефть. Согласно тогдашним расчётам Министерства финансов США, снижение котировок с 36 до 13 долларов за баррель дало бы американской экономике экономию в 140 млрд долларов в год.

Поэтому была достигнута договорённость с Саудовской Аравией об увеличении добычи нефти. Взамен Эр-Рияд получил финансовую помощь и новые технологии промышленного и военного назначения. Впрочем, была и другая причина заинтересованности Саудовской Аравии в понижении цен на "чёрное золото". В 1980-х годах члены ОПЕК систематически нарушали квоты по добыче нефти, и саудиты увеличили производство сырья, чтобы "наказать" их и продемонстрировать, кто лидер на нефтяном рынке. Вашингтон и Эр-Рияд договорились о том, что Саудовская Аравия использует нефтедоллары на покупку ценных бумаг правительства США. А проценты по ним будут расходоваться на то, чтобы помочь королевству выйти из средневековья и войти (при помощи американских корпораций) в современный индустриальный мир.

Одновременно США сократили закупки нефти за рубежом и снизили долю импорта в её потреблении, что ещё больше увеличило предложение "чёрного золота" на мировом рынке. Экономия была достигнута благодаря оптимизации использования энергоресурсов. В частности, были уменьшены объёмы использования мазута для выработки электроэнергии за счёт развития ядерной энергетики, более широкого применения природного газа, а также добывавшегося в США и Канаде угля. В итоге спрос на нефть в Северной Америке снизился с 890 млн т в 1977 г. до 690 млн т в 1983 г., или на 20%. И вплоть до 2002 г., то есть на протяжении 25 лет, он не превышал уровень 1978 г.

Снижение нефтяных цен на 1 доллар за баррель означало потерю Советским Союзом около 2 млрд долларов доходов. Кроме того, серьёзные последствия для бюджета СССР имела задержка строительства газопровода из Западной Сибири в Европу. С помощью различных средств, в том числе откровенного саботажа и давления на западные банки, Вашингтону удалось задержать запуск данной магистрали на два года, лишив Москву около 20 млрд долларов доходов. Сооружение второй трубы, которая должна была удвоить поступления в советскую казну от газового экспорта, было отложено более чем на 10 лет. Это очень сильно напоминает современную ситуацию с санкциями.

В результате вышеописанных коллизий цена на нефть в течение длительного периода (1985-1999) плавала с небольшими колебаниями вокруг отметки в 20 долларов за баррель. И в то время ничто не предвещало начала её молниеносного роста в "нулевых".

Что же поменялось в конце 1990-х – начале 2000-е годов, и почему нефтяные цены вновь пошли вверх? Только ли потому, что после развала СССР Соединенные Штаты утратили интерес к применению "нефтяного оружия"? Не только.

В 1999 г. был отменён закона Гласса-Стигалла, принятый ещё во времена "Великой депрессии" и ограничивавший инвестиции коммерческих банков в ценные бумаги. В 2000 г. был одобрен Закон "О модернизации сырьевых фьючерсов", что позволило снизить до минимума регуляторный надзор за слишком рискованными операциями инвестиционных компаний. Новые правила регулирования поощрили пенсионные фонды, мелких инвесторов и других игроков покупать фьючерсы на нефть. На данный рынок поступило несколько сотен миллиардов долларов из второстепенных инвестиционных потоков.

По разным оценкам, объёмы торговли "бумажной" нефтью на NYMEX превысили реальные масштабы глобального потребления данного сырья в 10-100 раз. И это стало важнейшим фактором повышения цен на "чёрное золото".

Поддержанию высоких цен на углеводороды способствовала и волна мега-слияний в нефтяной промышленности в конце 1990-х годов. В преддверии сделок их участники заверяли, что укрупнение сделает компании более эффективными и конкурентоспособными. Однако новоявленные гиганты оказались неспособны адекватно отреагировать на резкий рост цен на нефть путём расширения её предложения, несмотря на большой объем инвестиций в добычу и постоянно совершенствующиеся технологии.

Итак, на рубеже XX и XXI веков баланс спроса и предложения перестали играть значительную роль в формировании нефтяных цен. На первый план вышла спекулятивная составляющая. А регулирующие органы США молчаливо одобряли данный процесс. И это было связано с новым раундом геополитической игры.

В 1980-1990-х годах, после активной фазы "холодной войны", безоговорочным мировым лидером стали США. Они целиком и полностью были увлечены созданием "свободного рынка" и насаждением "демократических ценностей" на территории России и бывших союзных республик. За этими заботами Вашингтон совершенно упустили тот момент, когда Китай, считавшийся ранее "филиалом западных ТНК", сумел не только обрести огромную промышленно-экономическую мощь, но и очень искусно развить кредитно-финансовую силу юаня.

По словам декана пекинского Института международных стратегических исследований Вана Джиши, США имели планы по сдерживанию роста мощи КНР и в 2000-х годах намеренно поддерживали высокие цены на нефть, что негативно отражалось на китайской экономике.

Не желая мириться с посягательством со стороны Китая на нефтяные запасы на Ближнем Востоке, президент Джордж Буш выбрал эффективный метод контроля над запасами – вторжение в Ирак. К моменту его оккупации экономические отношения между Багдадом и Пекином уже достигли угрожающих для США масштабов. В результате войны в Ираке из мировой торговли было изъято 3 млн баррелей нефти в сутки, что составляло около 4% ее производства. И это также повлияло на баланс спроса и предложения, что позволило спекулянтам начать эскалацию цен.

Таким образом, высокие цены очень невыгодны Пекину. Именно это, по нашему мнению, даёт уверенность в том, что после непродолжительного снижения котировки начнут свой бурный рост, аналогичный наблюдавшемуся в 2001-2008 гг.

Полный текст читайте в №1-2 "Нефти России".

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2020. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – Exdesign.