Налоговый манёвр или разворот?

23 Янв 2015

Налоговый манёвр или разворот?

Фискальная политика является ключевым направлением государственного регулирования экономики. Учитывая роль добывающих отраслей в экономике РФ, особое значение приобретает необходимость формирования эффективной системы налогообложения, прежде всего, в нефтегазовом комплексе.

Российская система налогообложения выполняет следующие основные функции: фискальную, регулирующую и стимулирующую. Полноту их реализации можно рассмотреть на примере предшествующей (до 01.01.2015) и действующей (основанной на принятом в 2014 г. "налоговом манёвре") систем налогообложения НГК.

Леонтий Эдер, кандидат экономических наук, доцент, заведующий отделом Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) СО РАН, руководитель специализации "Экономика и управление в энергетическом секторе" Новосибирского государственного университета (НГУ
© "Сургутнефтегаз"

Одной из важнейших функций налоговой системы является фискальная. Нефтегазовые доходы, включающие налог на добычу полезных ископаемых и экспортную пошлину, служат основным источником формирования федерального бюджета. Так, их доля в структуре бюджета только за последние 9 лет увеличилась почти на 10% – с 42,1% в 2005 г. до 50,2% в 2013 г. Вместе с остальными общехозяйственными налогами, которые уплачивают компании нефтегазового сектора, доля поступлений от НГК в федеральный бюджет достигает примерно 66%. В абсолютном выражении объём нефтегазовых доходов, зачисленных в федеральный бюджет в 2005-2013 гг., вырос более чем в 3 раза – с 2,1 до 6,5 трлн рублей.

В последние годы возникает необходимость стимулировать развитие нефтегазового комплекса. Ключевым инструментом этого является введение налоговых льгот. В 2013 г. принят закон, регламентирующий дифференциацию ставок НДПИ для трудноизвлекаемой нефти в зависимости от показателя проницаемости коллектора, степени выработанности месторождения, размера нефтенасыщенного пласта. Введены понижающие коэффициенты для низкопористых и немощных коллекторов, а также нулевая ставка для свит, аналогичных сланцевой нефти. Предоставлены большие налоговые льготы при освоении шельфовых месторождений (ставка НДПИ понижается до 5-30% от текущей ставки до 2022-2042 гг. в зависимости от категории сложности объекта).

Через систему налогообложения государство может влиять на структуру поставок нефти и нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки, активизировать приоритетные направления, связанные с нефтегазовым комплексом. Такое регулирование охватывает как нефтедобычу, так и нефтепереработку.

Для улучшения структуры нефтепереработки с 1 октября 2011 г. была введена новая система расчёта экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты ("60-66"), стимулирующая увеличение глубины переработки. Было уменьшено налоговое бремя на экспорт сырой нефти, повышена ставка на тёмные нефтепродукты и унифицирована со ставкой на светлые нефтепродукты. Дополнительно в мае 2011 г. введена заградительная экспортная пошлина на бензин в размере 90 % от пошлины на нефть, а с 1 июня 2012 г. – и на прямогонный бензин.

В конце 2014 г. в России был принят закон о налоговом манёвре, предполагающий поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и светлые нефтепродукты и увеличение ставки НДПИ на нефть и газовый конденсат.

Данный налоговый манёвр позволяет Правительству РФ решить следующие основные задачи. Во-первых, он будет способствовать гармонизации отечественного налогового законодательства с законодательством стран-партнёров по внешнеэкономической деятельности (ЕврАзЭС, ВТО). Это позволит предотвратить возможный реэкспорт российской нефти через страны-члены ЕврАзЭС, имеющие более низкую экспортную пошлину, и тем самым избежать для федерального бюджета.

Во-вторых, налоговый манёвр, по данным Министерства финансов РФ, обеспечит дополнительные поступления в федеральный бюджет в 2016 г. на уровне 247 млрд рублей, а в 2017 г. – 250 млрд рублей.

Однако, несмотря на решение крупных государственных вопросов, связанных с внешнеэкономической деятельностью и пополнением федерального бюджета, осуществление налогового манёвра в целом окажет негативное влияние на нефтяную отрасль и экономику России. Его последствия необходимо чётко разграничить для нефтегазодобывающих и перерабатывающих проектов, ориентированных на внутренний рынок и экспорт. В большей мере негативный эффект проявится при реализации проектов, нацеленных на внутренний рынок.

Увеличение НДПИ приведёт к удорожанию нефти, используемой в качестве сырья на НПЗ. В результате повысится себестоимость производства нефтепродуктов, произойдёт снижение рентабельности в сегменте нефтепереработки и в смежных обрабатывающих отраслях. Следовательно, начнётся сокращение инвестиционных программ в области нефтепереработки и нефтехимии. Этот процесс негативно отразится на модернизации уже существующих перерабатывающих комплексов и строительстве новых.

Манёвр коснётся также и некоторых нефтедобывающих проектов, прежде всего осуществляемых малыми и независимыми компаниями, которые ориентированы на внутренний рынок. Рентабельность этих проектов снизится, что приведёт к сокращению ряда инвестиционных программ в области нефтедобычи. Кроме того, крупные нефтяные корпорации, реализующие значительную часть своей продукции на российском рынке (по ценам ниже мирового уровня), столкнутся с повышением налоговой нагрузки. Это приведёт к большей переориентации проектов с внутреннего рынка на мировой.

Увеличение НДПИ в меньшей степени повлияет на экспортно-ориентированные проекты в связи с одновременным снижением таможенной пошлины. То есть инвестиционная привлекательность новых проектов в сегментах нефтедобычи и нефтепереработки останется на прежнем уровне только при условии их экспортной ориентированности. А проекты, нацеленные на внутренний рынок, станут менее экономически эффективными в связи с увеличением налогового бремени и административными ограничениями на рост розничных цен на нефтепродукты.

В рамках налогового манёвра предполагается также изменение акцизов на нефтепродукты, что приведёт к снижению поступлений в региональные бюджеты и дорожные фонды.

Таким образом, налоговый манёвр положительно повлияет лишь на фискальную функцию налоговой системы, поскольку поступления в федеральный бюджет вырастут. В то же время стимулирующая функция будет ослаблена, поскольку снизится инвестиционная привлекательность проектов, в том числе и тех, которые ныне пользуются налоговыми льготами.

Полный текст читайте в №1-2 "Нефти России".

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2024. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – Exdesign.