Вышел новый номер журнала "Нефть России".
Вы здесь
Главная ›Неосторожный оптимизм
Неосторожный оптимизм
Успехи ГРР в шельфовой зоне, достигнутые в 2019 г. на фоне относительно стабильных нефтяных цен, стимулировали возрождение надежд практически во всех сегментах рынка оборудования и услуг для подводных работ. Однако уже в первых числах января 2020-го котировки "чёрного золота" пошли вниз на ожиданиях негативных последствий после ракетного удара США по аэродрому Багдада, в результате которого был убит иранский генерал Касем Сулеймани. Далее "медвежьи" настроения рынка только нарастали: к бурному росту предложения нефти после прекращения действия договора "расширенного ОПЕК" добавилось резкое падение спроса на фоне пандемии вируса COVID-19.
В результате ко второй половине марта котировки Вrent/WTI рухнули к экстремально низким уровням 25-20 долларов за баррель, угрожая сорваться и в дальнейшее пике. Лишь в начале апреля обстановка несколько стабилизировалась – в основном на ожиданиях возобновления переговоров в рамках ОПЕК+, к которым на сей раз собираются присоединиться и США. С чем же подошли к кризису операторы флота морских буровых платформ и что может ожидать их в ближайшем будущем?
Как и прогнозировала НР (см. "Рынок МБП: дно найдено – что дальше?" №21—12/2018), прошлый год оказался для отрасли достаточно удачным. При росте спроса на услуги, предложение главным образом сдерживалось за счёт отсрочки ввода в действие новых буровых платформ, а также консервирования части уже действующих в ожидании ещё более лучших времен. Что же касается списания возрастных платформ для последующей разборки на металл или переоборудования, то после рекордных показателей 2015-2018 гг. этот процесс существенно замедлился.
Впрочем, это неудивительно, ведь за шесть последних лет с рынка таким образом исчезли почти 28 специализированных буровых судов, 98 полупогружных и 102 самоподъёмных МБП. Последовательное уменьшение активного ядра флотов способствовало росту занятости оставшихся в эксплуатации установок, которое сопровождалось чувствительным повышением арендных ставок.
Так, согласно подсчётам специалистов IНS Markit, к концу 2019 г. общее количество МБП трёх основных типов (буровые суда, самоподъёмные и полупогружные установки) составило 760 единиц. При этом контрактами были обеспечены 473, а фактически работали 448 платформ. Таким образом, средний коэффициент занятости по отрасли в декабре составил 62,3% (+0,4% к ноябрю). Конечно, это далеко от предкризисных показателей, но всё же свидетельствует о почти 12%-ном поступательном сокращении безработицы МБП за последние два года.
Наряду с сокращением общей численности установок, рынок МБП проявил всё большее стремление к консолидации. В частности, только за прошлый год количество платформ (с учётом всех типов) уменьшилось на 59 единиц, зато к началу 2020-го десять ведущих операторов контролировали почти 42% их мирового флота и почти половину всех действующих контрактов.
При этом в десятке лидеров произошли некоторые изменения. Так, в результате завершения слияния британской Ensco и американской Rowan (начатого ещё осенью 2018-го) в апреле прошлого года появилась компания Valaris, сконцентрировавшая под своим контролем абсолютное большинство МБП – 70 единиц. Еще пять установок из состава объединённых флотов были списаны. Китайская COSL увеличила свою эскадру сразу на 8(!) вымпелов, что позволило ей переместиться на второе место, решительно потеснив британскую Seadrill. Успех представляется вполне закономерным, особенно с учётом роста капитальных затрат трёх ведущих нефтедобывающих компаний Поднебесной, которые в 2019 г. увеличились на 18% (до 517 млрд юаней или 77 млрд долларов) и почти достигли предкризисного уровня.
Второй очевидный секрет этого "чуда": Китай (волею судеб и кризиса) оказался в числе мировых лидеров по количеству "замороженных" МБП. К началу прошлого года на верфях страны скопилось более 50 современных буровых установок (преимущественно самоподъёмных), сооружение которых было приостановлено на различных стадиях готовности.
Они-то и составили своеобразный резерв, благодаря которому ведущий национальный оператор теперь может быстро наращивать добычу в национальной же (преимущественно) шельфовой зоне. Результат налицо – по количеству задействованных установок COSL является абсолютным мировым лидером, значительно опережая даже гиганта Valaris. Заметим, что работой эти МБП обеспечены надолго – стремясь к достижению реальной энергетической независимости, Китай в ближнесрочной перспективе планирует нарастить добычу нефти с 4 до 6 млн барр./сут. Предполагается, что львиная доля этого прироста будет обеспечена благодаря разработке месторождений на шельфе Жёлтого и Южно-Китайского морей, на которых уже сейчас соредоточено более 80% флота COSL.
Остальные участники рейтинга сохранили свои прежние позиции. Количество МБП под вымпелом компании Transoceаn уменьшилось на три единицы, эскадры Shelf, Borr и Maersk Drilling пополнились двумя, тремя и одной установкой соответственно, а Noble и ADNOC остались без изменений. Государственной компании Венесуэлы PDVSA удалось удержаться на восьмом месте, несмотря на вывод из эксплуатации сразу шести МБП. Правда, работой обеспечены менее 20% оставшихся, что и неудивительно, учитывая обстановку рукотворного кризиса добывающей отрасли, которому способствуют настойчивые попытки США навести "демократический" порядок на своем заднем нефтяном дворе.
Что же касается региональных приоритетов, то они за последние два года существенно изменились.
Так, продолжает сокращаться количество МБП, задействованных в водах Латинской Америки. По итогам прошлого года их число уменьшилось ещё на три единицы, однако доля крупных операторов при этом выросла почти на 3%. Эксперты IНS Markit предполагают, что в 2020-м наступление крупных международных игроков получит своё дальнейшее развитие и им удастся ещё более потеснить местных операторов, имеющих традиционно сильные позиции на региональном рынке.
В частности, ожидается увеличение доли зарубежных компаний в разработках шельфовых месторождений Бразилии (преимущественно пловучие МБП) и Мексики (в основном самоподъёмные). Пока же гиганты только сосредотачивают свои силы: Borr Drilling к четырём уже работающим на мексиканском шельфе установкам добавила пятую, переведя ее из юго-восточной Азии, а Maersk отправляет туда же свою единственную платформу из американского сектора Мексиканского залива.
Таким образом, общее количество МБП на шельфе США по сравнению с началом кризиса (2014/2015 гг.) уменьшилось более чем вдвое и продолжает сокращаться. Причём регион покидают и крупные компании. Правда, ещё в январе 2020 г. оставшиеся здесь установки могли рассчитывать почти на 100%-ную занятость, а вплоть до середины февраля операторы по-прежнему надеялись на возможность их челночного использования в шельфовой зоне то США, то Мексики – по мере завершения ранее начатых и старта новых проектов. Однако уже к середине марта котировки "чёрного золота" решительно провалились ниже отметки в 30 долл./барр. и, похоже, не собираются выходить из своего затянувшегося пике. Это делает подобные надежды всё более призрачными, а дальнейший исход МБП из региона (или, по крайней мере, их консервацию) – практически неизбежным.
В то время как Америка в целом теряет былую популярность, заметно активизируется деятельность МБП на Ближнем Востоке. Общее число платформ в регионе уже практически достигло предкризисного уровня, а срыв очередной пролонгации соглашения ОПЕК+ будет способствовать лишь укреплению этой тенденции даже при продолжительном пребывании нефтяных цен вблизи критической отметки в 25-30 долл./барр. Можно ожидать, что именно Ближний Восток станет основным потребителем новых платформ, которым предстоит войти в строй в течение ближайших двух-трёх лет. При этом тенденция к размыванию доли крупных операторов (–3% в 2019 г.), вероятнее всего, сохранится.
Полный текст читайте в №3-4/2020 "Нефти России"