НГК-2030: цифровой, оптический и роботизированный

23 Мар 2017

НГК-2030: цифровой, оптический и роботизированный

В проекте Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. цифровая экономика определяется как деятельность, в которой ключевыми факторами производства являются данные, представленные в цифровом виде. С нашей точки зрения, краеугольный камень цифровой экономики страны – цифровая нефтегазовая промышленность, сформированный на новой парадигме цифрового развития нефтегазового дела, роста капитализации (стоимости основных активов) компаний и отрасли в целом в режиме реального времени.

Анатолий Дмитриевский, академик РАН, д-р геол.-минерал. наук, Николай Ерёмин, д-р техн. наук (ИПНГ РАН, РГУНГ имени И.М. Губкина)
© "Газпром нефть"

Один из безусловных приоритетов внутренней политики России – научно-технологическое развитие нефтегазового комплекса. В ближайшее время предстоит осуществить эволюционный переход к безлюдным и цифровым технологиям добычи углеводородов на больших глубинах, шельфе морей ( в том числе Северного Ледовитого океана), к их добыче из горючих сланцев, эксплуатации нефтяных и газовых месторождений на поздних стадиях разработки, транспортировке газа и нефти на большие расстояния по интеллектуальным трубопроводам, производству сжиженного природного газа (СПГ), синтетического бензина и синтетического дизельного топлива.

Отечественный НГК столкнулся с серьёзными вызовами, угрожающими его эффективному развитию: нестабильность мирового энергетического рынка; высокая зависимость от иностранных передовых технологий (в том числе морских), а также от внешней политики других стран, которые ввели санкции с целью подорвать нефтегазовую отрасль. К серьёзным внешним вызовам следует отнести и влияние низких цен на производство энергоресурсов. Происходит снижение добычи нефти из глубоководных месторождений, низкопроницаемых коллекторов, нефтеносных песчаников, на Арктическом шельфе.

Зависимость отечественных нефтегазовых компаний от зарубежного оборудования, по оценкам Министерства промышленности и торговли РФ, в среднем составляет 50-60%. С учётом услуг, которые оказывают российские "дочки" иностранных компаний, доля импортного оборудования и технологий может достигать 75%. 
По данным Минэнерго, доля отечественных и локализованных технологий при добыче традиционной нефти достигает 80%, трудноизвлекаемых запасов – от 40 до 60%; при реализации шельфовых проектов – менее 20%. 

С 2014 г. объектами экономических санкций со стороны США и ЕС являются:

  • высокотехнологичные процессы, важные для разработки трудноизвлекаемых ресурсов и бурения; 
  • импортная электроника, используемая для комплектования морских нефтедобывающих платформ и подводно-добычных комплексов; 
  • оборудование для строительства подводных трубопроводов и заводов по сжижению газа. 

Высокая зависимость от иностранных компаний может угрожать долгосрочной энергетической и экономической безопасности страны. Для снижения рисков руководство страны поставило задачу развития отечественной промышленности и осуществления импортозамещения в энергетике. Эта цель имеет приоритетное значение для обеспечения устойчивого функционирования ТЭК в будущем, вне зависимости от геополитических обстоятельств.

Необходимо развитие собственных интеллектуальных нефтегазовых технологий, способных повысить конкурентоспособность НГК и нивелировать влияние санкций. А для этого требуется системная интеграция перспективных разработок РАН. Российская наука способна обеспечить непрерывный процесс формирования научно-технического задела и создания прорывных инструментальных, технических и технологических инноваций по всей производственной цепочке нефтегазового комплекса, включая прогноз, поиск, разведку, разработку нефтяных и газовых месторождений, транспорт и переработку нефти и газа.

Среди внутренних вызовов для российского НГК следует особо выделить изменение структуры запасов. Оно обусловлено вступлением нефтяных месторождений, в том числе крупных и гигантских (Самотлорское, Ромашкинское и другие) в завершающий период разработки и сокращением в связи с этим добычи лёгкой маловязкой нефти. Балансовые запасы нефти категории АВС1 в России превышают 18 млрд т, из них две трети относятся к категории трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ). Степень выработанности разведанных запасов достигает 55%, коэффициент извлечения нефти – 30%, уровень разведанности начальных суммарных ресурсов – 46%. По оценке ГКЗ, в истощающихся месторождениях содержится 3,9 млрд т с обводненностью более 90%.
 
Анализ прогнозных ресурсов нефти и газа свидетельствует, что России ещё предстоит открыть около 60% нефтяных и более 70% газовых и газоконденсатных месторождений. Поэтому необходимо реализовать масштабные работы по поиску, разведке и освоению углеводородных ресурсов в сложных горно-геологических и природно-климатических условиях в регионах Восточной Сибири, Крайнего Севера и арктического шельфа. Требуется также организовать добычу нефти на больших глубинах в Западной Сибири (5-7 км) и в Прикаспийской впадине (6-8 км), в зонах действия высоких температур и давлений, из месторождений сложного состава, содержащих агрессивные газы. 

Президенты России и Казахстана уже одобрили проект бурения самой глубокой скважины в мире (15 км). Его инициаторами от России являются Институт проблем нефти и газа РАН и ГИН РАН. В ходе реализации данного проекта планируется, в частности, впервые создать скважинную и поверхностную антенную решетку для мониторинга сложных процессов миграции углеводородов в верхних слоях мантии.

К внутренним рискам также следует отнести следующие аспекты: низкий уровень цифровизации и интеллектуализации нефтегазовых скважин и месторождений; незначительный фонд эксплуатационных скважин, управляемых в режиме реального времени; отсутствие государственных и региональных программ для моногородов в старых нефтегазоносных регионах.

Полный текст читайте в №3 "Нефти России"

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2017. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – exdesign.su