Новая старая роль ОПЕК

12 Мар 2015

Новая старая роль ОПЕК

Неотъемлемой частью экономики являются циклы, и при рыночном ценообразовании на сырьевые товары изменение цен на них также происходит циклически. Поэтому нет ничего удивительного в регулярных снижениях или повышениях нефтяных котировок. Обвал цен в 2014-2015 гг. стал уже четвёртым их крупным падением за последние 30 лет. Вспомним, как развивалась ситуация в предыдущих случаях.

Сергей Ежов, доктор экономических наук, главный экономист, Мария Белова, старший аналитик VYGON Consulting)
© "Газпром нефть"

Начиная с 1981 г. цена не нефть непрерывно падала, несмотря на усилия ОПЕК и Саудовской Аравии, которая снизила добычу с почти 10 млн барр./сут. в октябре 1980 – августе 1981 г. до 2,3 млн барр./сут. в августе 1985 г. В декабре 1985 г. Саудовская Аравия, теряющая доходы как от сокращения добычи, так и от снижения цен, приняла решение об одностороннем наращивании производства и смене механизма ценообразования. Это привело к падению котировок с 23 долл./барр. в декабре 1986 г. до 9,85 долларов в июле 1987 г.

Второй прецедент имел место в конце 1990-х годов. Обвал фондовых рынков стран Юго-Восточной Азии в середине 1997 г. спровоцировал экономический спад в регионе и последующее уменьшение потребления нефти. Однако, несмотря на это, ОПЕК в конце 1997 г. поднял квоту на 10%, до 27,5 млн барр./сут. В результате цена обрушилась с 20 долл./барр. в октябре 1997 г. до 9,8 доллара в середине 1998 г.

Наконец, в 2008 г. банкротство ряда крупнейших американских финансовых организаций (Fannie Mae, Freddie Mac, Lehman Brothers и т.д.) привело к резкому спаду экономик США и Европы и снижению потребления нефти. В итоге цена на неё обвалилась со 143 долл./барр. в начале июля 2008 г. до 43,3 долл./барр. в феврале 2009 г.

Основным факторами, приведшими к нынешнему падению цен, явились одновременное замедление темпов экономического роста в Китае (минимальная за последние два десятилетия динамика ВВП) и увеличение добычи в странах, не входящих в ОПЕК (главным образом, в США). Это привело к превышению предложения над спросом на 1-1,5 млн барр./сут.

Но уникальность последнего периода снижения цен на нефть состоит в том, что ОПЕК не пошла на сокращение добычи. Картель расписался в своём бессилии или это грамотная стратегия, основанная на предыдущем опыте?

На страны ОПЕК приходится около 80% мировых доказанных запасов нефти, а доля в добыче жидких углеводородов составляет около 40%. При этом картель обладает значительными свободными мощностями (1-2% от мирового производства).

Миссией организации, в соответствие с Уставом, является "координация и унификация нефтяной политики своих стран-членов и поддержание стабильности нефтяных рынков в целях обеспечения эффективных, экономически оправданных, регулярных поставок нефти потребителям, стабильного дохода производителей и справедливой рентабельности капитала, инвестируемого в нефтяную промышленность". Согласно статье 2 Устава, "организация должна вырабатывать пути и средства обеспечения стабильности цен на международных нефтяных рынках с целью ликвидации вредных и ненужных колебаний".

Представители стран-членов ОПЕК проводят регулярные встречи (раз в полгода, а иногда ежеквартально), на которых принимаются решения об изменении уровня добычи нефти. Это является основным механизмом влияния картеля на нефтяной рынок, действующим с 1982 г.

До 2011 г. квоты устанавливались по странам, а с 2012 г. регулируется только суммарный объём добычи членами ОПЕК. В последние годы он остаётся неизменным и составляет 30 млн барр./сут. Причём под регулирование попадает только сырая нефть, на долю которой сегодня приходится 85% добычи жидких углеводородов государств ОПЕК.

Можно выделить несколько периодов снижения и повышения квот ОПЕК, направленных на ликвидацию ценовых колебаний. Во время роста цен организация увеличивала квоты, а снижения – уменьшала.

Но не всегда решения картеля стабилизировали рынок. Так, в ноябре 1997 г. на 103-м заседании ОПЕК приняла решение об увеличении своей добычи на 2,5 млн барр./сут., ожидая роста потребления, несмотря на уже начавшийся финансово-экономический кризис в Юго-восточной Азии. Однако из-за кризиса мировое потребление расширилось в 1998 г. только на 0,5 млн барр./сут. (тогда как в 1997 г. – на 2,1 млн барр./сут.). Это привело к рекордному увеличению коммерческих запасов нефти и нефтепродуктов в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и обвальному снижению цены марки Brent (с 19,1 долл./барр. в ноябре 1997 г. до 9 долл./барр. в декабре 1998 г.). В течение года картель пытался переломить ситуацию: в марте и июне он принимал решения о сокращении добычи, однако это не привело к изменению тренда. Тогда ОПЕК впервые обратилась к другим странам с предложением о выработке совместных действий, состоялся ряд консультаций. В 1998 г. Россия стала наблюдателем в ОПЕК. Ценовая ситуация стабилизировалась к середине 1999 г.: картель в очередной раз снизил квоты (суммарное сокращение составило 4,5 млн барр./сут.), а мировая экономика начала восстанавливаться после кризиса.

Следует отметить, что в 1998-2011 гг. из системы страновых квот был исключён Ирак, добыча которого составляла в среднем 1,1-1,2 млн барр./сут.

С 2009 г. ОПЕК фактически не прибегала к регулирующим мерам. Если раньше решения о корректировке квот принимались два раза в год, то с 2009 г. было принято только одно – в конце 2011 г. Причём оно не привело к изменению добычи участниками картеля, а лишь зафиксировало возвращение Ирака в общую "систему учёта".

Важным фактором, позволяющим ОПЕК влиять на мировой рынок, являются свободные добывающие мощности. Они служат "подушкой безопасности", показывающей насколько картель способен отреагировать на потенциальную нехватку предложения.

Согласно методологиям Международного энергетического агентства (IEA) и Агентства энергетической информации США (EIA), свободные мощности равны объемам, на которые добыча может быть увеличена без значительных инвестиций в течение 30 дней и на которых она может поддерживаться в течение 90 дней. Несмотря на схожесть методологий двух организаций, публикуемые ими оценки свободных мощностей ОПЕК заметно отличаются. К примеру, на ноябрь 2014 г. они находились в диапазоне от 2,15 (EIA) до 3,45 млн барр./сут. (IEA). То есть разница в оценках сопоставима с объёмами существующего избытка предложения нефти на рынке.

Сама же ОПЕК, невзирая на важную роль, которую играют свободные мощности, никогда не сообщает их величину. В XXI веке они, по данным EIA, в среднем находятся на уровне 2,55 млн барр./сут. За последние 14 лет можно выделить два временных интервала: 2003-2009 гг. и 2012-2014 гг., когда объёмы свободных мощностей ОПЕК находились на низком уровне. В случае, если рынок ожидает нехватки предложения, это может приводить к появлению рисковой премии.

Полный текст читайте в №3 "Нефти России".

Темы: 

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2024. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – Exdesign.