Острые углы европейского Энергетического союза

11 Мар 2015

Острые углы европейского Энергетического союза

Несмотря на общее и обоюдное признание важности торгово-экономического сотрудничества между ЕС и Россией, в настоящий момент импульсы к его улучшению проявляются крайне слабо. Напротив, в области энергетического партнёрства температура взаимоотношений лишь накаляется. Отказ России из-за позиции Еврокомиссии от строительства "Южного потока" заметно усилил намерения ЕС создать собственный Энергетический союз. Главный европейский чиновник по делам энергетики, вице-президент ЕК Марош Шевчович обещал предоставить концепцию стратегии такого союза уже в ближайшие месяцы. Данный проект вместе с вопросами развития инфраструктуры и финансирования строительства газопроводов, объединяющих Европу, предстоит обсудить главам государств и правительств ЕС. 

Юрий Лавров, наш собственный корреспондент в странах Бенилюкса

Впервые с официальным предложением создать европейский Энергетический союз выступил на конференции по энергетической безопасности в Брюсселе в апреле 2013 г. премьер-министр Польши Дональд Туск. В настоящее время он занимает высокий пост главы Европейского Совета, сменив на этой должности бельгийца Германа ван Ромпейя, и остаётся активным сторонником реализации упомянутого проекта. На той апрельской конференции Д. Туск заявил, что время кризиса – лучшее для выводов, а ситуация на Украине указывает на актуальность перехода всех стран ЕС на общую энергетическую стратегию. По подсчётам польского руководителя, из-за отсутствия единого европейского энергетического рынка страны ЕС теряют около 30 млрд евро в год.

"Современная Россия, – убеждал европейцев Д.Туск, – проводит агрессивную политику, а воздействие на неё со стороны ЕС сильно ограничено из-за высокой энергетической зависимости… Мы как рабы зависим от российского газа…Природный газ должен вновь стать товаром, а не политическим оружием". Указывалось, что разница в цене на российское "голубое топливо" в государствах ЕС достигает 40%. "Эти различия являются исключительно результатом политических решений поставщика. Речь идёт не о единой цене на газ в Европе, а о едином механизме определения цены", – подчёркивал Д. Туск. В качестве выхода из энергетической зависимости он предложил развитие европейской инфраструктуры и укрепление солидарности стран ЕС.

Д. Туск призвал ЕК взять на себя инициативу по созданию новой структуры, которая от имени всех стран ЕС будет вести переговоры с российскими поставщиками газа. В качестве положительного примера был назван опыт Евросоюза по созданию банковского союза. И хотя польский руководитель не назвал имя "консолидатора" в сфере банковского дела, специалистам было ясно, что речь идёт, прежде всего, о премьер-министре Люксембурга Жан-Клоде Юнкере.

Кстати говоря, та конференция 2014 г. была призвана "собрать представителей стран ЕС и третьих стран, а также энергетических компаний, регулирующих органов, бизнес – ассоциаций, аналитических центров для обсуждения пути снижения энергетической зависимости стран ЕС". В этой связи весьма примечательно, что организаторы не сочли целесообразным пригласить представителей российских государственных структур, деловых кругов или аналитиков.

Создавать новый Энергетический союз предстоит уже новому составу Еврокомиссии, сформированному осенью прошлого года. Его возглавил уже упоминавшийся бывший премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер, прославившийся на ниве банковской интеграции. Новая структура ЕК заметно отличается от прежней, во главе с португальцем Жозе Мануэлем Баррозу. В новом составе появилось семь заместителей председателя с расширенными полномочиями. По аналогии с вице-премьерами в национальных правительствах они будут курировать ключевые направления работы данной организации. Ж.-К. Юнкер назвал свою команду "Еврокомиссией последнего шанса", имея ввиду текущее проблемное состояние европейской интеграции и сложность стоящих задач. Новый руководитель пообещал, что "почерк европейской социальной модели будет отчетливо виден во всём, что делает Еврокомиссия".

Когда в сентябре прошлого года Ж.-К. Юнкер стал подбирать себе заместителя по вопросам энергетики, он исходил из своего программного заявления о том, что намерен "реформировать и реорганизовать европейскую энергическую политику в новый Энергетический союз". Для реализации столь амбициозного и уникального проекта главе Еврокомиссии потребовался человек, значительно превосходящий по профессионализму и международному опыту как предыдущего комиссара по энергетике, немца Гюнтера Эттингера, так и политического назначенца испанца Мигеля Ариаса Каньете, получившего портфель еврокомиссара по энергетике в действующем составе ЕК. Таким человеком стал 48-летний дипломат из Словакии Марош Шефчович. Именно ему был поручен самый проблемный сегмент работы Еврокомиссии – создание Энергетического союза, переговоры по энергетическому сотрудничеству ЕС-Россия, посредничество в газовых спорах Москвы и Киева.

Жан-Клод Юнкер написал напутственное письмо М.Шефчовичу на 6 страницах, где в частности указал: "Я хочу, чтобы новая Еврокомиссия стала сильной политической командой. Вам, с Вашим политическими знаниями и богатым опытом, предстоит в полной мере сыграть свою роль в этой команде. Я надеюсь на Вашу креативную поддержку и достижение конкретных результатов".

Если предыдущего еврокомиссара по энергетике Г. Эттингера европейские чиновники, аналитики и журналисты хорошо запомнили за его своеобразное знание английского языка (его произношение даже обрело особое название – Oetinglish), то Марош Шефчович выигрышно выделяется блестящим владением английским и русским языками.

Шефчович окончил в 1990 г. МГИМО, занимал посты посла Словакии в Израиле, постоянного представителя при ЕС, руководителя департамента по делам НАТО и ЕС словацкого МИДа. Он имеет докторскую степень в области международного и европейского права. До назначения на нынешнюю должность он был заместителем Ж.М. Баррозу по административным делам и отношениям между европейскими структурами. О своей деятельности в Еврокомиссии он написал в вышедшей в 2014 г. книге "На пути продвижения ЕС – итоги 5 лет работы на посту вице-президента ЕК".

В зону ответственности М. Шефчовича входят курирование и координация деятельности еврокомиссаров, отвечающих за вопросы энергетики, экологии, промышленности, предпринимательства, транспорта, внутреннего рынка, малых предприятий, рыболовства, региональной политики, сельского хозяйства, науки, исследований и инновации. На него возложены следующие конкретные обязанности:

  • руководство группой разработчиков проекта "Энергетический союз". В рамках данного проекта планируется составление нового европейского законодательства, обеспечивающего развитие конкуренции, снижение стоимости энергии и стимулирование экономического роста;
  • содействие формированию современной энергетической инфраструктуры на территории ЕС, стимулирование дополнительных инвестиций в создание электросетей, установку оборудования для использования возобновляемых источников энергии;
  • обеспечение европейской энергетической безопасности, реализация мер по предотвращению дефицита электроэнергии, проведение диверсификации источников энергоресурсов, осуществление перехода на "единый европейский голос" в энергетических переговорах с третьими странами;
  • повышение эффективности использования энергии в жилых и коммерческих зданиях, снижение на 30% энергозатрат на отопление к 2030 году;
  • координация деятельности ЕК для выполнения программ ЕС в области энергетики и сохранения климата на период до 2020 и 2030 годов.

Этот список впечатляет и свидетельствует о том, что М. Шефчович реально является ключевой фигурой в современной Еврокомиссии и обладает исключительными полномочиями в области европейской промышленности и энергетики.

Полный текст читайте в №3 "Нефти России".

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2024. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – Exdesign.