Платформы остаются без работы

21 Авг 2017

Платформы остаются без работы

Три последних года оказались непростыми для ещё недавно процветавшего бизнеса подводных буровых работ. Основные причины – нестабильность цен на нефть и ограничение возможностей участия в проектах на акваториях РФ из-за западных санкций. Каково положение дел сегодня и что можно ожидать в будущем?

Константин Сергеев

Инвестиции добывающих компаний в подводное бурение начали динамично расти сразу после финансового кризиса 2008-2009 гг. При этом, согласно  исследованиям GBI Research, на протяжении 2010-2015 гг. они должны были ежегодно увеличиваться в среднем на 6,6% вплоть до 490 млрд долларов. Большую часть этих средств предполагалось направить на освоение глубоководных зон – в акватории Мексиканского залива, у побережья Бразилии, Западной Африки, а также ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона. 

Соответственно, широкими были и планы компаний-операторов, рассчитывавших существенно пополнить свои специализированные флоты для удовлетворения ожидаемого спроса в последующие годы. Начало ценового кризиса на рынке энергоносителей (лето 2014 г.) внесло отрезвляющие коррективы в эти планы. Хотя и после этого надежды на быстрое восстановление рынка всё же сохранялись. 

Эксперты прогнозировали частичное замораживание профильных инвестиционных программ, отсрочку ввода в строй нового тоннажа и активный вывод из эксплуатации "пожилых" платформ.  Тем не менее, к 2017 году ожидалось увеличение числа действующих морских буровых установок (МБУ) до 497 единиц.

Между тем, финансирование программ морского бурения продолжало сворачиваться быстрыми темпами. Несмотря на некоторую стабилизацию нефтяных котировок и даже робкие надежды на их восходящую коррекцию (хотя бы до 55-57 долл./барр.), этот показатель по итогам 2016 г. просел ещё на 30-35%. И существенного замедления этого процесса в 2017 г. пока не предвидится.

При этом текущее предложение на рынке МБУ продолжает существенно превышать спрос. Уже в ближайшие месяцы этот дисбаланс рискует увеличиться за счёт ввода в строй всё новых платформ, заказанных в 2011-2013 гг. Согласно информации портала RigZone, операторы стремятся перенести сроков приёма новых БУ на 2018-2019 гг. Тем не менее, рынку вряд ли удастся благополучно переварить оставшиеся 22 плавучих и 73 самоподъёмных БУ, которые всё-таки должны быть сданы в эксплуатацию в 2017 году. Отмечается, что не более десяти из них могут рассчитывать на реальные контракты сразу же после ввода в строй. 

Всего к началу 2017 г. велось строительство почти 160 новых платформ различных типов, по сравнению со 184 годом ранее. Что же касается списания возрастных МБУ, то его темпы представляются всё ещё недостаточными, чтобы компенсировать приток на рынок нового тоннажа. Как следствие, работы хватает далеко не всем, а общее количество МБУ, задействованных к началу 2017 г., оказалось почти на сотню меньше, чем это предполагалось ранее. 

Согласно исследованиям IHS Petrodata, за два последних года общее количество МБП  уменьшилось всего лишь на 9,5%, в то время как число работающих установок за тот же период сократилось в 1,5(!) раза – до 403 единиц. 

Активный вывод платформ из эксплуатации наблюдался практически во всех основных регионах морской нефтегазодобычи. Наибольшее сокращение количества МБУ(на 42 единицы) в рассматриваемый период было зафиксировано в Латинской Америке. К этому региону отнесены воды морей Центральной и Южной Америки, стран Карибского бассейна и Мексиканский залив (за исключением сектора США). Примечательно, что в основном эти потери коснулись мелких операторов, в то время как ТОП-10 крупных не только сохранили, но и укрепили свои позиции. Впрочем, не обошлось и без сенсаций регионального масштаба. Как раз в прошлом году в десятку лидеров вошла государственная нефтяная компания Венесуэлы (Petroleos de Venezuela или PdVSA). Однако в данном случае количество МБУ ещё отнюдь не свидетельствует о расширении перспектив добычи. Большинство платформ этой компании составляют буровые баржи, оперирующие в акватории озера Маракайбо.

Численность МБУ в Азиатско-Тихоокеанском регионе сократилось на 38 единиц. Признанный региональный лидер – китайская COSL – сохранила все свои установки, однако фактически задействована едва половина из них. 

Чуть меньше (21 установку) потеряли за это время разработчики шельфа Западной Африки (преимущественно в глубоководном секторе). Примечательно, что и здесь, и в АТР исход возглавили именно крупные операторы.

Ещё более жестокая конкуренция "тяжеловесов" наблюдалась в секторе Мексиканского залива, контролируемом США. В этой традиционной "нефтяной кладовой" Соединённых Штатов в целом удалось удержать уровень добычи на предкризисном уровне. А сокращение общего количества МБУ было весьма умереннеым (на 16 единиц). Однако крупные операторы здесь были вынуждены временно вывести из эксплуатации 28 установок различного типа, а освободившаяся ниша была занята "малышами". Всего же к началу текущего года в режиме "холодной" консервации находилось 57 МБУ, то есть больше половины всех мощностей, сосредоточенных в этом регионе.

В водах Северо-Западной Европы буровых платформ немного прибавилось (+6), однако количество действующих, напротив, существенно сократилось – почти на 20 только за прошлый год. Это кажущееся противоречие частично объясняется тем, что большинство здешних МБУ спроектировано для жёстких природно-климатических условий эксплуатации. Поэтому, оставшись без работы в северных морях Европы, они не могут рассчитывать на применение в других, более теплых, районах. А санкции не позволяют использовать их на россиском шельфе. В результате эти МБУ консервируются в ожидании лучших времён.

Наиболее же оптимистичная статистика – на Ближнем Востоке. Здесь в 2015-2017 гг. число буровых платформ выросло на 9 единиц (+5 только в 2016 г.). Однако в прошлом году 13 установок прекратили добычу, причём восемь из них были законсервированы на месте. Заметим, что даже в столь перспективном регионе крупные компании вынуждены были слегка потесниться.

Полный текст читайте в №7-8 "Нефти России"

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2024. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – Exdesign.