Почему российское топливо так дорого обходится Европе

7 Окт 2021

Почему российское топливо так дорого обходится Европе

Вслед за голубым топливом дорожает твёрдое – уголь. Триста долларов за тонну – такого не было двадцать лет. На рынке ажиотажный спрос. Как долго это продлится и сколько заработает Россия – в материале РИА Новости.

© "Газпром"

ВОЗВРАЩЕНИЕ УГЛЯ
Несмотря на призывы сократить выбросы CO2, угля покупают всё больше. Его везут даже в экологически сознательную Европу: там пришлось перейти на твёрдое топливо из-за рекордно высоких цен на газ. В ЕС за голубое топливо дают 1400 долларов за тысячу кубометров. Энергетические компании дышат на ладан. Некоторые уже разорились. Уголь – единственное спасение.

В сентябре Германия, Испания, Великобритания и Франция выработали на твёрдом топливе около семи миллионов мегаватт-часов. Это на 35 процентов больше, чем годом ранее.

Однако угля Европе не хватает. Основные поставщики не успевают наращивать экспорт. Запасы на северо-западе континента на минимуме: едва превышают четыре миллиона тонн.

К тому же – конкуренция с азиатскими покупателями. В Китае тоже дефицит. Ради голубого неба над головой там закрыли угольные шахты."Из-за резкой смены курса власти фактически заставляют банки кредитовать и финансировать угольные компании для расширения производства. Причем КНР – не только основной добытчик, но и главный потребитель", – поясняет Михаил Коган, руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами.

Китайская экономика быстро восстанавливается. Предприятиям нужно больше электроэнергии. Очевидно, страна продолжит широко использовать твёрдое топливо. Компартия начала слишком быстро и резко отказываться от него.Наложились конфликты с другими странами-поставщиками. "Пекин испортил отношения с Австралией, где производят около восьми процентов мирового объёма угля. Все это совпало с сокращением импорта из Индонезии, обслуживающей, помимо Китая, и Индию, и другие азиатские страны", – отмечает Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets.

В результате две трети китайских провинций перевели в режим экономии электричества. Остановились крупнейшие нефтехимические предприятия.

Дефицит ожидаемо подстегнул цены. И не только в Китае. В Европе твёрдое топливо стоит примерно на 14 процентов дороже, чем в Азии. "Поскольку спрос увеличивается, уголь будет дорожать вплоть до конца отопительного сезона и на Западе, и на Востоке, где нарастает угроза энергетического кризиса", – полагает Деев.

ХОЛОДНАЯ ЗИМА И ЖАРКОЕ ЛЕТО
В последние годы мир нуждался в угле всё меньше. Европа, Китай и США взяли курс на декарбонизацию.

Падение спроса на твёрдое топливо в пандемию называли переходом на чистую энергию. Однако "озеленение" требует времени. Быстро такое не получится.К тому же никто не отменял природные катаклизмы. Из-за морозной зимы и аномально жаркого лета европейские подземные газовые хранилища опустели. Цены на голубое топливо стремительно пошли вверх. Не отстают и нефтяные котировки.

Вот и вспомнили про уголь. Но предложение не поспевает за спросом. Европейские производители электроэнергии просят Россию больше экспортировать.

Афишировать это, конечно, не хотят. Впереди очередная конференция об изменении климата. Будут говорить о выбросах парниковых газов. Добиться их сокращения можно, только отказавшись от угля – и разорившись на дорогом газе.

Да и особого выбора поставщиков нет. Надежда на Россию, которая по запасам ископаемого топлива занимает четвертое место в мире. Шестое – по добыче и третье – по экспорту. Всего в прошлом году за рубеж отправили около 200 миллионов тонн. Китай купил почти 29,5 миллиона, Южная Корея – больше 23, Япония – 21,5.

Однако существенно нарастить добычу вряд ли удастся. "Угледобывающая промышленность – это долгий цикл производства. Нужны новые технические мощности, соответствующие разрешения, документы. Потребуется порядка двух лет – от намерения до начала разработки нового месторождения. Россия – и так главный поставщик угля в Европу с объёмом более 40 миллионов тонн в год", – говорит Артем Деев.

Отечественные компании, безусловно, заработают на дорожающем сырье. На азиатских рынках в 2019-м уголь в среднем стоил 90 долларов за тонну. Сейчас в ЕС – 300.

Тем не менее значительного увеличения экспорта не предвидится. Топливо нужно для внутреннего рынка. Синоптики обещают холодную зиму. По статистике, треть сельских домов в России – с печным отоплением, на дровах или угле. В городском жилом фонде таких семь процентов.

"В краткосрочной перспективе сохранится ажиотажный спрос. На мировых площадках его будут подогревать спекулянты", – считает Хаджимурад Белхароев, доцент программы "Международная экономическая безопасность" Института мировой экономики и бизнеса РУДН.

Но не за горами запуск "Северного потока – 2". Рынок ждёт заключения долгосрочных газовых контрактов, которые стабилизируют цены на голубое топливо. Затем – и на твёрдое. И не стоит забывать, что, несмотря на сегодняшний бум, мир всё же от угля отказывается.

"В промышленных котельных, где сжигают газ или уголь, разная специфика работы. Когда топят твёрдым топливом, в основном используют ручной труд кочегаров. То есть возрастают расходы по заработной плате, по медицинскому обслуживанию, дополнительному питанию. Когда газом – все автоматически. Достаточно нажать кнопку", – уточняет Белхароев.

Впрочем, есть и преимущества: уголь не самовоспламеняется и хранится на открытых площадках. И, как показывает практика, если в холода остальные источники энергии дают сбой, каменное топливо согревает.

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2024. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – Exdesign.