Вышел новый номер журнала "Нефть России".
Вы здесь
Главная ›Попробуем без платформы
Попробуем без платформы
На нефтяном рынке упорно сохраняются "медвежьи" настроения. Одновременно складывается критическая ситуация в сфере использования традиционных морских буровых платформ (см. "Платформы остаются без работы", НР №7-8/2017). В связи с этим добывающие компании всё активнее изучают возможность сокращения использования или даже полного исключения такого дорогостоящего звена из своих производственных цепочек. Возможно ли это?
На первый взгляд, подобное преподложение выглядит довольно неожиданным. Ведь на сегодняшний день буровые платформы различных видов являются ключевыми элементами ГРР и промышленной добычи углеводородов в шельфовой зоне на всем диапазоне доступных глубин.
Расходы на постройку, содержание и эксплуатацию этих недешёвых сооружений непосредственно отражаются на цене каждого барреля нефти, поднятого со дна моря. Правда, снижение активности добывающих компаний в условиях чувствительного проседания цен на "чёрное золото" заставило-таки операторов морских буровых платформ (МБП) за последние три года существенно умерить свои аппетиты практически во всех сегментах.
Однако, несмотря на сохраняющийся кризис занятости (около 53% в среднем по отрасли), суточные ставки аренды специализированных установок остаются довольно солидными: от 50-60 тыс. долларов (МБП для малых и средних глубин) до 200-400 тыс. долларов (полупогружные БП и буровые суда для работ на больших глубинах).
В сложившейся обстановке добывающие компании всё настойчивее ищут возможности существенно уменьшить время использования морских буровых платформ или даже вообще отказаться от их использования. В качестве промежуточного решения предполагается более активно пртменять суда вспомогательного флота, которые при минимальных затратах на модернизацию и дополнительное оборудование смогут эффективно заменить специализированные МБП.
Согласно предварительным оценкам специалистов Weatherford International (Швейцария), комплексное использование современных бесплатформенных технологий даёт операторам надежду сократить общие оперативные расходы на 37-95%. А непродуктивные затраты времени – на 67-99% .
Это касается как обслуживания скважин на "возрастных" месторождениях, которые нуждаются в усиленном стимулировании нефтеотдачи или готовятся к консервации, так и перспективных проектов, требующих качественного сервиса без остановки процесса добычи.
Основные методы и механизмы, обеспечивающие проведение всех необходимых работ по ремонту и стимуляции скважин, были разработаны еще на заре 2000-х годов. Однако очередной ценовой кризис подтолкнул производителей к их ускоренному совершенствованию, а операторов – к более широкому использованию. В последнее время это проявляется особенно отчётливо. На фоне общего снижения спроса на услуги специализированных МБП потребность в судах, способных использовать элементы бесплатформенных технологий, только в 2016 г. выросла на 77%.
И данная тенденция продолжает укрепляться. Согласно обобщённым данным отраслевых исследований, уже к 2020 г. объём рынка бесплатформенных технологий (БПТ) достигнет почти 9 млрд долларов. То есть совокупный среднегодовой темп его роста (CAGR) за шесть лет превысит 10%, несмотря на неустойчивость нефтяных котировок.
В качестве перспективной базы для дальнейшего развития БПТ на сегодняшний день рассматриваются гидравлические подъёмники, а также колтюбинговые и кабельные системы. При этом особое внимание уделяется совершенствованию форм и методов их применения на действующих скважинах (под рабочим давлением).
В идеале, комбинированное использование всех элементов бесплатформенных технологий в перспективе должно обеспечить выполнение полного комплекса работ по промышленной разработке и техническому обслуживанию подводных месторождений. То есть не только без участия стационарных МБП всех видов, но и без привлечения морских передвижных буровых установок (Mobile Offshore Drilling Unit – MODU).
При этом особое внимание уделяется созданию для них универсальных носителей на базе уже существующих судов вспомогательного флота. Главная задача – обеспечить эффективное обслуживание скважин при существенном снижении расходов на аренду и содержание флота с узкой специализацией (морских буровых платформ, судов специальной постройки для внутрискважинных работ и т.п.).
В зависимости от степени сложности и объёма предполагаемых работ рассматриваются различные варианты носителей для современных бесплатформенных систем. Так, при относительно простых внутрискважинных операциях на малой глубине предполагается целесообразным использовать однокорпусные суда с гладкой палубой площадью до 10 тыс. кв. футов (около 930 кв. м), оборудованные кабельными системами так называемого "безрайзерного" доступа в ствол. Работы средней сложности – например, спуск и подъём жёстких райзеров на средних и больших глубинах – потребуют привлечения достаточно крупных однокорпусных судов (с площадью свободной палубы до 30 тыс. кв. футов, то есть порядка 2800 кв.м) или полупогружных судов меньшего тоннажа. И, наконец, для сложных внутрискважинных операций – включая бурение, установку колонн насосно-компрессорных труб и т.п. – наряду с элементами бесплатфоменных технологий предполагается применять установки MODU (то есть все-таки специализированные платформы), оснащённые необходимым буровым и спускоподъёмным оборудованием.
Полный текст читайте в №9 "Нефти России"