Вышел новый номер журнала "Нефть России".
Вы здесь
Главная ›Пора вводить мобилизационный план
Пора вводить мобилизационный план
Почти два года назад, 28 июля 2014 г., Президент РФ поставил перед отечественной промышленностью задачу: ускоренно перейти на импортозамещение и вернуть национальным производителям собственный рынок. Для разрешения проблем разработчиков и производителей стратегически важного нефтегазового оборудования и сервисов, подпадающих под санкции, выработки законодательных инициатив, были проведены переговоры и выездные встречи с руководителями предприятий в Москве, Перми и Самаре, создана экспертная рабочая группа "Импортозамещение нефтегазового оборудования" при Государственной Думе, профильные комитеты при других ведомствах. Каковы же результаты первого этапа программы импортозамещения в отрасли?

За прошедший год тема импортозамещения не раз становилась темой обсуждения на многих представительных конференциях и форумах. В частности, ещё 26 марта 2015 года в Государственной думе прошел круглый стол "Проблемы импортозамещения нефтегазового оборудования. В ходе "круглого стола" поднималась, в частности, проблема привлечения инвестиций в российское машиностроение. Советник президента РФ Сергей Глазьев подчеркнул, что кредиты под минимальные ставки (до 0,5%) должны получать не банки-посредники, а именно машиностроительные предприятия. Остро стоит и задача снятия чрезмерных административных барьеров. Директор по инжинирингу ООО "Уралмаш НГО Холдинг" Алексей Трухин отметил, что получение разрешения на применение буровых установок занимает до 6 месяцев, в то время как иностранным компаниям их выдают в считанные дни, а то и сразу по предъявлению документов. Оставляют желать лучшего и взаимоотношения между поставщиками и потребителями. По мнению советника генерального директора ООО "НОВОМЕТ" Александра Рабиновича, в ТЭК сложился жёсткий рынок покупателя, где нефтегазовые компании диктуют цены на приобретаемое российское оборудование.
По итогам круглого стола принято несколько рекомендаций. Во-первых, предлагается законодательно установить определенный процент использования нефтегазового оборудования российского производства на отечественных промыслах.
Во-вторых, запретить ввоз в страну бывшей в употреблении техники.
В-третьих, нефтегазовые компании при объявлении конкурсных процедур должны включать в технико-технологические требования обязательное условие – использовать российское оборудование. Они также обязаны обеспечить приоритет для сервисных предприятий, использующих такую технику.
В-четвертых, банкам и лизинговым компаниям рекомендовано рассмотреть возможность инвестирования в развитие импортозамещения в сегменте интенсификации добычи нефти и газа.
В-пятых, необходимо внести в лицензионные соглашения требования о техническом перевооружении недропользователей на основе отечественной промышленной продукции.
В-шестых, Министерству экономического развития РФ предложено подготовить проект постановления об ограничении срока оплаты по договорам поставки оборудования и предоставления услуг (не более 30 календарных дней) для всех компаний с государственным участием.
В-седьмых, требуется прекратить практику связанного кредитования на покупку импортного оборудования российскими финансовыми институтами: Внешэкономбанком, Газпромбанком, лизинговыми компаниями.
Но ни одна из этих рекомендаций так и не была воплощена в жизнь. В результате через полгода после проведения "круглого стола" председатель Совета директоров консорциума "РФК" Юрий Шемчишин констатировал, что обратная связь со стороны профильных ведомств (Минпромторга, Минэнерго и других) по-прежнему отсутствует. Российских нефтегазовые компании и зарубежные нефтесервисеые фирмы, действующие на территории РФ, все так же не заинтересованы в приобретении отечественного оборудования. Банки и лизинговые компании сохраняют высокие ставки по кредитам и лизинговым договорам, что не позволяет сервисным предприятиям покупать импортозамещающее нефтегазовое оборудование.
На рынке процветает демпинг, что не способствует привлечению высококвалифицированных исполнителей и приводит к падению качества сервисных услуг. А в тендерных регламентах нефтяных компаний антидемпинговые процедуры, как правило, не прописаны.
Что касается отсрочки платежей за оказанные услуги, то она законодательно ограничена 30 днями только для государственного и малого бизнеса. А для коммерческих предприятий сроки оплаты кратно больше и порой достигают неразумных пределов.
В итоге, как отмечали участники конференции "Нефтегазовый сервис России 2015", прошедшей в октябре 2015 года, доля зарубежных компаний и технологий в российском нефтесервисе за прошедший год практически не изменилась.
При этом ни одна российская нефтяная компания не финансирует отечественных производителей оборудования напрямую, а лишь помогает обосновать и получить финансирование от государства в рамках программы импортозамещения. Наши ВИНК полагают, что все вопросы новых технологий, в том числе и по импортозамещению, должны решаться сервисными предприятиями самостоятельно.
Полный текст читайте в №1/2 "Нефти России"