Реформируй или проиграешь

10 Мар 2015

Реформируй или проиграешь

Древняя китайская мудрость гласит: "Не дай бог жить во времена перемен". Но перемены или реформы жизненно необходимы для многих нефтедобывающих стран, если они хотят остаться экспортёрами "чёрного золота". Реформы прошли или готовятся в Норвегии, Алжире, Нигерии, Индии, Индонезии, Бразилии, Колумбии, Мексике… Эти страны различны по макроэкономическим показателям, политическому строю, углеводородным запасам и динамике добычи нефти и газа. Да и реформы в них проходят по-разному: где-то успешно и последовательно, где-то по принципу "шаг вперёд, два шага назад". Но в них есть и общие черты, позволяющие сделать важные выводы для российского нефтегазового сектора, в котором потребность в переменах давно назрела. 

Нина Пусенкова, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, руководитель Форума "Нефтегазовый диалог"

Обычно реформаторы активизируются при низких ценах на нефть. Но в новом столетии, хотя нефтяные котировки и росли, в большинстве этих стран необходимость преобразований была обусловлена сложностями, возникающими в нефтегазовом секторе. Данные сложности носят либо объективный характер, то есть связаны со старением и истощением ресурсной базы, либо субъективный, то есть вызваны нерациональным управлением национальным углеводородным достоянием.

Реформы во многом направлены на то, чтобы снять с национальных нефтяных компаний (ННК) часть некоммерческих функций и привлечь в сектор иностранных игроков, в том числе через его демонополизацию.

ННК – компании из нефтегазодобывающих стран, развивающихся или с переходной экономикой. Они полностью или частично принадлежат государству и являются либо единственным, либо основным игроком в данном секторе. Будучи важным инструментом государственной политики, ННК выполняют по поручению правительства некоммерческие – социальные или политические – функции  и получают за это дополнительные льготы.

Часть этих функций, такие как поддержка образования, не препятствует реализации основной производственной задачи ННК: эффективной разведки и добычи углеводородов. Но национальным компаниям мешают работать обязательства поставлять топливо по субсидируемым ценам или регулировать сектор.

При этом государство предоставляет им дополнительные льготы. Например, ограничивает участие МНК в разведке и добыче, обеспечивая преимущественные права ННК. Такая защита от конкуренции сначала может идти на пользу национальной нефтяной компании. Но постепенно подобные тепличные условия всё больше подрывают её конкурентоспособность.

Во многих странах реформы направлены на устранение топливных субсидий. Эта некоммерческая функция давит на бюджеты ННК, ведёт к нерациональному потреблению нефтепродуктов и может подорвать способность страны экспортировать "чёрное золото". Но поскольку её отмена чревата тяжкими социальными последствиями, государству приходится балансировать между двумя противоположными задачами – обеспечение энергетической безопасности страны и общественного спокойствия.

В Индонезии, по оценкам, импорт нефти к 2020 г. возрастёт до 1,6 млн барр./сут., если сохранятся субсидированные поставки нефтепродуктов населению. Рост внутреннего спроса на топливо и снижение нефтедобычи уже привели к тому, что прежде крупная нефтедобывающая страна стала чистым импортёром "чёрного золота" и в 2008 г. вышла из ОПЕК. В бюджете на 2014 г. Индонезия выделила 18,6 млрд долларов на субсидии. Хотя теоретически они должны помогать беднейшим слоям населения, на деле ими в основном пользуются представители среднего класса и богатые индонезийцы.

Индонезийская Pertamina, созданная в 1971 г., занималась выдачей лицензий и заключением контрактов с западными операторами, добычей, переработкой и сбытом нефти и газа и субсидированными поставками топлива населению. Но компания плохо справлялась со своими задачами, и единственная из ННК за последние годы сильно сдала свои позиции. После свержения режима Сухарто в 2001 г. новый парламент принял Нефтегазовый закон No. 22/2001, который резко изменил положение Pertamina. Её монополия на розничном рынке закончилась в 2004 г., но она оставалась эксклюзивным дистрибьютором субсидированных нефтепродуктов до 2010 г.

Чтобы сдерживать импорт, повышать энергоэффективность и уменьшить давление на бюджет правительство провело реформы в этой сфере. В июне 2013 г. президент Сусило Бамбанг Юдхойоно урезал субсидии, отчего сразу подскочили цены: бензина на 44% и газойля на 22%. Хотя правительство предоставляло денежные компенсации нуждающимся, реформы оказались крайне непопулярными. В ходе предвыборной кампании весной 2014 г. кандидат в президенты Джоко Уидодо клеймил их как подрывающие жизненный уровень индонезийцев.

Из-за субсидий на топливо тяжёлая ситуация сложилась и в Нигерии. Нигерийцы считают, что дешёвый бензин – единственное благо, которое они получают от нефтяного богатства страны. Но это благо дорого обходится государству и NNPC: в 2011 г. субсидии составляли 8 млрд долларов, что эквивалентно 30% государственных расходов или 4% ВВП.

Регулируемые цены на нефтепродукты создают благодатную почву для коррупции. Нигерийцы со связями покупают топливо у NNPC по субсидируемым ценам и перепродают по рыночным. Так возникает дефицит и развивается чёрный рынок. Крупная нефтедобывающая страна вынуждена закрывать львиную долю внутреннего спроса на нефтепродукты за счёт импорта. Ведь низкие цены не стимулируют нигерийские НПЗ увеличивать объёмы переработки: NNPC выгоднее экспортировать сырую нефть, чем поставлять её на местные заводы.

Однако решение правительства Нигерии, принятое 1 января 2012 г., – дерегулировать сектор downstream и ликвидировать субсидии – повергло страну в хаос. Уже через две недели власти пошли на попятную, частично восстановив субсидии: общественный протест и массовые забастовки едва не привели к остановке нефтедобычи.

В Бразилии в ходе реформ 1990-х годов был установлен график либерализации цен на топливо: она завершилась к 2002 г. Но компания Petrobras, финансовое положение которой упрочилось, когда с неё сняли бремя субсидий, признаёт, что потенциальная возможность восстановления контроля над ценами – серьёзный фактор риска для корпорации.

В Колумбии проблему субсидий удалось решить, что сразу улучшило конкурентоспособность и перспективы роста Ecopetrol. Раньше компания поставляла дешёвый бензин и дизель местным потребителям, что обходилось ей в 10 млрд долларов в год. В 2007 г. был принят закон, по которому правительство ежегодно компенсирует колумбийским НПЗ затраты на предоставленные субсидии.

Полный текст читайте в №3 "Нефти России".

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2024. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – Exdesign.