Рынок морских буровых платформ: дно найдено

17 Дек 2018

Рынок морских буровых платформ: дно найдено

Согласно ноябрьским прогнозам экспертов Douglas-Westwood, в ближайшие пять лет затраты добывающих компаний на оборудование для подводных работ и проведение ГРР в морской зоне составят 152 млрд долларов. Причём на операции с привлечением морских буровых платформ (МБП) и вспомогательного флота по их обслуживанию придется 36% от этой суммы (55,4 млрд). Стоит отметить, что небольшой, но поступательный рост (до 10-12 млрд долларов ежегодно) ожидается именно в сегменте расходов на использование специализированных судов. Это почти на треть меньше аналогичного показателя 2014 г. (последнего предкризисного года), однако всё же внушает операторам МБП осторожный оптимизм. 

Константин Сергеев

К тому же, по оценкам Westwood, к 2023 г. можно ожидать как минимум 12-процентного увеличения количества востребованных судо-дней, что должно способствовать постепенному росту арендных ставок. 

Дополнительным свидетельством в пользу увеличения спроса конкретно на услуги МБП является принятие окончательных инвестиционных решений по новым проектам разработки месторождений в шельфовой зоне, количество которых в 2018 г. на 154% превысило показатели двухлетней давности. 

Период "дешёвой" нефти (осень 2014 – декабрь 2016) заставил добывающие компании принять меры по совершенствованию как технологий и оборудования, так и общей организации работ для достижения большей эффективности при меньших капитальных затратах. Последовавший рост мировых цен на энергоносители возродил надежды операторов на освоение запасов углеводородов в глубоководной зоне (от 1500м до 3000 м и более). В свою очередь, это стимулировало спрос на плавучие системы нефтедобычи.

В январе 2018 г. в постройке находилась 31 плавучая система, а до конца года ожидается размещение ещё от семи до десяти новых заказов на их строительство. Ожидаемым лидером по использованию FPS в ближнесрочной перспективе останется Латинская Америка (Мексиканский залив, Бразилия, Гайана, Аргентина), однако рост их популярности предполагается и в Северо-Западной Европе – в основном, для разработки месторождений Норвежского и Баренцева морей. Наряду с этим, умеренное увеличение спроса на полупогружные МБП наблюдается в Западной Африке, Юго-восточной Азии, а также на Ближнем Востоке. 

Некоторое оживление добычи в Северном море способствует росту востребованности полупогружных МБП для средних глубин, адаптированных к жёстким внешним условиям эксплуатации. В целом профильные эксперты позитивно оценивают рыночные перспективы для всех типов морских буровых платформ, причём наибольшее увеличение спроса (почти на треть) предполагается на буровые суда.

Однако в целом оптимистичные прогнозы по спросу не могут служить однозначной гарантией грядущего процветания отрасли, поскольку не вполне ясным остаётся вопрос с предложением. 

По данным отраслевой статистики, за последние пять лет из эксплуатации было выведено порядка 220 МБП. При этом, после всплеска в 2017 г., темпы этого отрадного для рынка процесса, похоже, замедляются.

Как следствие, достигнутых показателей по утилизации и переоборудованию платформ может оказаться недостаточным для того, чтобы обеспечить постоянной работой все оставшиеся – особенно с учётом ввода в строй всех замороженных (на различных этапах сооружения) и законсервированных (готовых, но не введённых в эксплуатацию) новостроек. В 2014-2018 годах на рынке появилось порядка 125 новых МБП, а поставки ещё 118 ожидаются в ближайшие два-три года. Два десятка должны войти в строй уже в следующем, 2019-м. Причём, по данным RigLogix, контрактами пока обеспечены лишь четыре (!) из них. 

Прогнозирование баланса спрос/предложение осложняется ещё и тем, что данные по общему количеству МБП различных типов на рынке, приводимые в различных исследованиях, на самом деле не являются абсолютно точными. Причём это касается как возрастных платформ, так и новостроек. Так, по мнению специалистов Bassoe Offshore Analytics, в списках действующих флотов в настоящее время всё ещё числится значительное количество устаревших так называемых платформ-зомби, которые, вероятнее всего, никогда больше не будут использованы по назначению. Как правило, их основными отличительными характеристиками являются: год постройки – до 2000-го, отсутствие контрактов в течение года и более, а также истекшие сроки очередного сюрвеерского обследования. Формально числясь в пригодном для эксплуатации состоянии, они имеют крайне низкие шансы вновь получить работу и, следовательно, не являются достаточно конкурентоспособными. Однако всё же нельзя исключить, что некоторые из этих "зомби" будут срочно реанимированы при очередном приливе регионального или сезонного спроса, не говоря уже об очередном росте цен на мировом рынке энергоносителей. 

В то же время, многие новостройки рискуют никогда так и не выйти на рынок. Это в первую очередь касается достаточно многочисленных МБП (особенно самоподъёмных), заложенных в период бума 2012-2014 годов, в том числе и на верфях, не обладающих достаточным опытом сооружения специализированных судов. После резкого падения спроса многие операторы пытались отсрочить приём уже выполненных заказов или отказывались от них. В результате уже готовые МБП пока остаются на балансе судостроительных предприятий, которые пытаются (зачастую безуспешно) найти для них новых владельцев. Таким образом, общее число платформ, доступных для потребителей в настоящее время и в ближайшем будущем (два-три года), можно спрогнозировать лишь весьма приближенно. 

При этом точность прогнозов, в среднем, составляет от ±41-43%(!) для самоподъёмных и полупогружных платформ до приемлемых ±3,35% для буровых судов. С учётом исторических максимумов спроса 2013 года (которые вряд ли будут достигнуты в ближнесрочной перспективе), можно с уверенностью сказать, что рынок МБП по-прежнему находится под давлением значительного избыточного предложения – в особенности сегмент самоподъёмных буровых установок. Какие же приоритетные тенденции наблюдаются на рынке?

Согласно исследованиям Bassoe Analytics, к концу сентября нынешнего года в мире насчитывалось 125 компаний, которые можно с определённой долей осторожности назвать операторами МБП. В их число включены и верфи, которые волей рыночных обстоятельств стали владельцами плавучих буровых установок. Общая численность флота оценивается в 815 МБП – включая заказанные, но так и не сданные в эксплуатацию новостройки и спящих "зомби". Более половины (436 платформ) приходится на долю 15 компаний.

Для сравнения, 32 компании располагают всего одной, а ещё 20 – только двумя платформами. Подобное изобилие мелких операторов представляется неизбежным следствием кризиса 2014-2017 годов, в то время как надежды на восстановление спроса возродили тягу рынка к консолидации. 

В 2018 г. тенденция к укрупнению существенно усилилась, причём главными героями поглощений и слияний стали компании из ТОП-перечня. Так, в январе швейцарская Transocean за 1,2 млрд долларов приобрела норвежскую Songa Offshore, что позволило ей стать владельцем трёх действующих полупогружных МБП, а так же ещё четырёх, находящихся на различных этапах достройки. 

В первых числах сентября Transocean объявила о новой сделке: за 2,7 млрд долларов предполагается купить греческую Ocean Rig. Таким образом, флот компании пополнится ещё девятью буровыми судами и двумя полпогружными платформами для работ в жёстких климатических условиях. 

К этому стоит добавить два буровых судна, ранее заказанных Ocean Rig, постройка которых должна завершиться в 2020 г. Своё решение руководство Transocean объясняет желанием укрепить позиции на рынке сверхглубоководных работ, на котором ожидается "неминуемое" оживление. 

Таким образом, прошлогодняя распродажа самоподъёмных МБП (в результате которой Transocean впервые за много лет опустилась с первого на четвёртое место среди крупнейших операторов) оказалась лишь этапом перегруппировки активов компании для освоения более перспективного сегмента рынка. 

Полный текст читайте в №11-12 "Нефти России"
 

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2024. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – Exdesign.