Вышел новый номер журнала "Нефть России".
Вы здесь
Главная ›Северный углеводородный путь
Северный углеводородный путь
Ещё во время первого визита Владимира Путина в ранге Президента России в Мурманск, в апреле 2000 г., тогдашний министр транспорта Сергей Франк на совещании, которое проходило на борту атомного ледокола "Россия" оптимистично заявил: "Самого серьёзного внимания заслуживает и транзитный потенциал Северного морского пути, который, по предварительным расчётам, может приносить экономике России от 3 до 10 млрд долларов ежегодно".
В более позднее время звучали цифры и посерьёзнее. Но реально от использования иностранными компаниями кратчайшего пути из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона Россия не получит ни гроша. Разве что за ледокольное обеспечение при проводке судов через ледовые поля и за услуги ледовых лоцманов. Если же вода будет свободна ото льда, шансы заработать на транзитном проходе иностранных судов по СМП равны нулю.
Прибрежные регионы и шельф арктических морей – та кладовая полезных ископаемых (в том числе углеводородного сырья), которая в обозримом будущем обеспечит потребности не только России, но и всего мирового сообщества в энергоносителях, цветных металлах, древесине и т.д.
По оценкам учёных, на шельфе Арктики сосредоточены запасы нефти, газа и газоконденсата эквивалентные 130 млрд т условного топлива. При нынешнем уровне потребления их хватит всему человечеству на 30 лет. В арктической зоне уже открыто 594 месторождения нефти и 159 газа.
Кроме того, по данным Министерства природных ресурсов, в арктических широтах России сконцентрировано примерно 10% активных мировых запасов никеля, около 19% металлов платиновой группы, 10% титана, более 3% цинка, кобальта, золота, серебра, а также редкоземельных металлов.
На Севере проживает 12% населения России. Северяне дают в казну пятую часть национального дохода и обеспечивают более 60% экспорта, добывая 92% газа, около 80% нефти, практически всё золото, серебро, олово, ртуть, молибден, алмазы, половину деловой древесины, апатитовые концентраты.
А воротами к этим кладовым является незамерзающий глубоководный порт Мурманск, где базируются атомный ледокольный флот, сухогрузы и танкеры усиленного ледового класса. Отсюда открывается прямой путь в Мировой океан и на трассы Северного морского пути. Без этого порта и арктического флота немыслимо освоение природных богатств Арктики.
Мурманск, так же как и порт Находка, не связан с прохождением судами проливов. А эта проблема может стать актуальной в случае принятия Турцией и странами ЕС односторонних мер, усложняющих транзит российских нефтеналивных судов через Босфор и Балтийские проливы. В этих условиях Мурманский порт становится особо значимым с точки зрения обеспечения экономической безопасности России, её стратегических интересов, сохранения транзитного потенциала.
Нельзя забывать и о том, что Севморпуть, как морская магистраль, объединяет 27 субъектов РФ. Он служит ключевым фактором обеспечения национальной безопасности, экономической и социальной стабильности на Севере России. Программа развития Арктики включает свыше 150 проектов, а инвестиции в них оцениваются в триллионы рублей.
Понятно, что без создания транспортной инфраструктуры, без строительства новых атомных ледоколов, судов ледового класса, новых портов, морской добычной техники разговоры о вовлечении этих природных ресурсов в экономический оборот так и останутся декларацией о намерениях.
Во время упомянутого визита в 2000 г. в Мурманск Владимир Путин записал в книге почётных посетителей атомного ледокола "Россия": "Северный морской путь, атомные ледоколы и будущее России неразрывно связаны между собой".
И уже 24 апреля 2000 г. вышло постановление правительства №Пр-852, которое определило источники финансирования работ, направленных на продление ресурса действующих судовых атомных энергетических установок и сроков эксплуатации атомного ледокольного флота.
Но тогда заявления о развитии Северного морского пути были больше похожи на декларацию. Всего за два года до того момента в России разразился дефолт, и поэтому в стране не было денег на строительство атомных ледоколов нового поколения, судов усиленного ледового класса, на создание новой портовой инфраструктуры. И всё же за счёт продления ресурса работы атомных ледоколов удалось преодолеть разрыв в цикле их обновления.
К теме развития Севморпути и строительства атомных ледоколов Правительство и Президент вернулись летом 2007 г., на заседании Президиума Государственного совета и Морской коллегии, которое прошло в Мурманске.
"Именно благодаря морским перевозкам на Севере, – подчеркнул Владимир Путин, – осуществляется круглогодичная добыча природных ресурсов. Особое стратегическое значение для России имеет освоение природных богатств арктической зоны и континентального шельфа. Как известно, все перспективные запасы газа находятся в море. И здесь альтернативы морским технологиям нет. Это главное средство реализации целого комплекса приоритетов общегосударственной политики на Севере".
Именно тогда были приняты решения о строительстве атомных ледоколов нового поколения. И эта программа реализуется на практике.
Сейчас "Балтийский завод" строит по заказу госкорпорации "Росатом" сразу три атомных ледокола проекта 22220: головной ледокол "Арктика" и серийные ледоколы "Сибирь" и "Урал". Всего же для ФГУП "Атомфлот" будет построена целая флотилия ледоколов, от линейных, для работы на трассах Северного морского пути, до портовых, которые будут обеспечивать порт Сабетта.
Восьмого декабря 2016 г. в Мурманске генеральный директор "Росатома" Алексей Лихачёв встретился с капитанами атомных ледоколов на борту ледокола "Ленин". Он отметил: "Единственный в мире атомный ледокольный флот РФ является эффективным инструментом обеспечения геополитических интересов России в Арктике. Развитие грузоперевозок по Северному морскому пути, освоение арктического шельфа и транспортировка углеводородов, проводка судов ВМФ и арктические научные исследования, – все эти задачи решаются с помощью судов “Росатомфлота”. Мы намерены и дальше развивать атомный ледокольный флот – уникальное конкурентное преимущество нашей страны".
Ледоколам предстоит обеспечивать проводку судов, транспортирующих углеводородное сырьё с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Атлантического и Тихого океана.
В перспективе однозначно потребуется создание ледокола "Лидер" для обеспечения круглогодичной работы в Арктике. Такой ледокол должен быть способен прокладывать каналы для судов во льдах толщиной от 4 до 5 м. Возможно, придётся продолжить строительство серии атомных ледоколов. Причина проста – рост объёмов перевозок грузов по Северному морскому пути.
Принимая участие в IV Международном форуме "Арктика – территория диалога" в марте нынешнего года Владимир Путина сказал: "Я бы просил очень правительство Российской Федерации ускорить доработку новой редакции госпрограммы социально-экономического развития арктической зоны. Там должны быть предусмотрены новые подходы к развитию частно-государственного партнёрства в реализации масштабных инфраструктурных проектов, включая освоение шельфов и повышение конкурентоспособности Северного морского пути".
"Изменение ледовой обстановки, появление новых, современных судов делает его практически круглогодичной артерией", – подчеркнул президент. Он сообщил, что поручил проработать вопросы создания структуры, ответственной за комплексное развитие Севморпути и прилегающих опорных территорий.
Сегодня 62% грузов в мире перевозится морским транспортом. Россия в этом грузопотоке пока занимает только 6%. Но у нас есть шанс изменить ситуацию. Возрождение Севморпути дает этому процессу новый экономический импульс. Плавание по СМП открывает возможность доставлять этим маршрутом грузы из Шанхая в Роттердам на две недели быстрее, чем через Суэцкий канал. Маршрут Мурманск – Нингбо (Китай) занимает 20-23 дня. Дорога через Суэцкий канал составляет 35-38 дней.
Если же использовать высокоширотные маршруты, то прохождение по СМП можно ещё сократить. Пример тому – высокоширотный рейс атомного ледокола "Россия" в июле 1999 г. с теплоходами "Кола" и "Амдерма". Прибрежный маршрут от Мурманска до Берингова пролива имеет протяжённость 3500 миль, центральный – 3029, высокоширотный – 2890, а приполюсный – 2700 миль. "Россия", выполнив два рейса по высокоширотному маршруту, сократила путь в общей сложности на 2400 миль.
СМП объединяет в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири. Для некоторых районов арктической зоны – Чукотки, островов арктических морей и ряда населённых пунктов побережья Таймырского автономного округа морской транспорт является единственным средством перевозок грузов и жизнеобеспечения населения.
Полный текст читайте в №4 "Нефти России"