Учиться у соседа

24 Окт 2017

Учиться у соседа

Западные cанкции оказали негативное влияние на развитие российской экономики. Особенно серьёзный удар был нанесён по отечественным нефтегазовым компаниям, занимающимся освоением запасов углеводородного сырья на арктическом шельфе.

Юрий Банько
© "Газпром нефть"

Отсутствие отечественных мощностей по строительству самоподъёмных и полупогружных буровых и добычных платформ, подводных добычных комплексов, оборудования для проведения сейсморазведки 3Д, судов обеспечения привели к тому, что "Газпром" и "Роснефть" приостановили проведение разведочного бурения на своих арктических лицензионных участках.

А ведь в своё время СССР занимал ведущие позиции в создании оборудования для работ на шельфе. Однако затем эти компетенции были утеряны.

В настоящее время более 30% нефти и газа в мире добывается на шельфе. Богатейшими ресурсами углеводородного сырья обладает и арктический шельф, где содержится до 20% общемировых запасов "чёрного золота" и "голубого топлива". 

Согласно прогнозам Совета безопасности России, разведанные запасы нефти в стране к 2030 г. могут быть выработаны на 90%, а добыча снизится до 120 млн т в год. До недавнего времени в стране существовала диспропорция между темпами отбора и прироста запасов УВС. Поэтому особые надежды возлагаются на шельф.

За период с 1983 г. на российском арктическом шельфе пробурено несколько десятков скважин. Много это или мало? Всё познается в сравнении. Нефтегазовые компании нашей северной соседки, Норвегии, с 1980 по 1993 год пробурили в норвежском секторе Баренцева моря 53 скважины, в 2000 г. – 8, в 2005-м – 20, а с 2010 года еще 47. Итого – 128. В 2017 году к ним добавится еще 15. После сопоставления этих цифр с российскими результатами не приходится удивляться тому, что степень разведанности нашего арктического шельфа остается крайне низкой, а объёмы добычи сырья не идут ни в какое сравнение с Норвегией. 

В 2010 году Норвегия начала активные геологоразведочные работы в ранее спорной (так называемой серой) зоне арктического шельфа, на которую в своё время претендовала и Россия. Корпорация Statoil заявила о намерении инвестировать значительные суммы в освоение месторождения Ааста Хастин. Его ресурсы (с учетом ряда прилегающих объектов) оцениваются минимум в 1 трлн кубометров, что сопоставимо с потенциалам соседнего Штокмановского месторождения в российской арктической зоне.

В последнее время свои геологические исследования на шельфе активизировали и другие страны, в том числе США, Канада, Германия, Швеция, Дания, Финляндия. 
20 февраля 2013 г. президент Владимир Путин утвердил Стратегию развития арктической зоны РФ до 2020 г. В ней перечислен целый комплекс мер по укреплению позиций нашей страны в Арктике, включая реализацию нефтегазовых проектов.

В свою очередь, Минприроды поставило задачу к 2030 г. довести добычу нефти на шельфе до 60 млн т в год. Но для этого нужно в ближайшие 1015 лет провести геологоразведку всех арктических морей России, построить инфраструктуру в слаборазвитых районах, создать целую отрасль по производству буровых и добывающих платформ. 

Но пока что сделано мало. К примеру, по заказу государства на арктическом шельфе не пробурена ни одна скважина. Хотя потребность в них – около полутора десятков в год. К тому же нечем бурить. По признанию самих властей, до 2030 г. необходимо создать 254 судна для освоения шельфа общей стоимостью 826 млрд рублей. Речь идет о 34 платформах, 27 научных кораблях, 35 танкерах, 23 газовозах, 20 ледоколах, 90 судах обеспечения и 25 судах для монтажных и подводных работ. С учетом нынешней ситуации в экономике есть большие сомнения в реализации этих планов на практике.
 
Между тем, освоение арктического шельфа могло бы не только обеспечить надёжный ресурсный потенциал НГК на долгосрочную перспективу, но и дало бы импульс к развитию многих других секторов. "Каждый доллар, вложенный в шельф, генерирует 7,7 доллара в других отраслях экономики, – отмечает глава компании "Роснефть" Игорь Сечин. – Это, мне кажется, и есть ключевое положение, которое оправдывает поддержку шельфовых проектов".

Сейчас на шельфе России работают 15 буровых и добычных платформ: восемь стационарных и семь полупогружных и самоподъемных. К сожалению, этого крайне недостаточно. Но отечественные предприятия способны строить новые платформы. Свидетельство тому – СПБУ "Арктическая" и МЛСП "Приразломная", которые создавались в Северодвинске с использованием иностранных комплектующих. Буровые платформы "ЛУКОЙЛа" для работы на Каспии были изготовлены на Астраханском заводе, для Балтики – в Калининграде, на собственном заводе компании. Там же был построен и морской ледостойкий нефтеналивной терминал для Варандея в Печорском море. Как говорится, можем, если захотим. 

Хотя наша страна накопила большой опыт освоения шельфа. Ещё в 1950-х годах на Каспии бурили добычные скважины с металлических эстакад. По проектам "Гипроморнефти" было построено значительное количество стационарных платформ на акваториях с глубинами до 100 м. Они были предназначены преимущественно для бурения одиночных разведочных и эксплуатационных скважин глубиной до 6 км. По этим же проектам в 1970-1980 гг. сооружены платформы на Чёрном и Азовском морях.
Именно наша страна стала пионером создания намывных оснований в Каспийском море для выполнения буровых работ при глубинах моря в несколько метров. Было намыто оснований общей протяжённостью 25 км, а объём использованного грунта превысил 10 млн кубометров.

К сожалению, после развала СССР работы на шельфе были свёрнуты из-за отсутствия финансирования. А большинство геофизических и буровых судов, которые не нашли применения в России, отправили выполнять зарубежные контракты.

Сегодня в мире эксплуатируются тысячи морских буровых установок. В СССР их было пара десятков, в России остались единицы. К примеру, к "Роснефти" от Дальневосточной морской нефтегазоразведочной экспедиции глубокого бурения перешли: СПБУ "Боргстен Долфин", "Оха", "Эхаби", "Курильская" и "Сахалинская"; ППБУ "Хакурю 2" и "Шельф 6".

И всё это богатство, так необходимое для проведения геологоразведочных работ, было продано тогдашним президентом "Роснефти" Сергеем Богданчиковым буквально за копейки иностранным компаниям. В результате сегодня в Арктике у "Роснефти" практически нет судов для разведочного бурения. При том, что компания набрала себе несколько десятков лицензий. 

С начала 2000-х годов наметилось некоторое оживление в изучении шельфа, в том числе арктического. К счастью, в постсоветский период там продолжал вести работы "Газпром". Его дочерняя структура – ООО "Газфлот" – успешно осуществила ГРР в Обской губе, на шельфе Печорского и Карского морей. За 18 лет "Газфлот" с помощью арендованных и собственных установок (СПБУ "Амазон" и ПБК "Обский-1") завершил строительство 40 поисково-разведочных скважин, открыл ряд нефтяных месторождений в Печорском море: Варандей-море, Медынское-море и Долгинское с общими запасами около 300 млн т. Кроме того, было обнаружено несколько месторождений природного газа: Северо-Каменомысское, Обское, Каменомысское-море, Чугорьяхинское, Антипаютинское, Тотаяхинское, Южно-Киринское, Мынгинское, Харасавей-море, Семаковское (в совокупности – свыше 2 трлн кубометров газа). 

С вводом в строй СПБУ "Арктическая" были выполнены буровые работы по заказу "ЛУКОЙЛа" на шельфе Балтийского моря. 

Сегодня "Газфлот" имеет в своём арсенале уникальные полупогружные буровые установки шестого поколения "Полярная звезда" и "Северное сияние". Они построены корабелами Выборгского судостроительного завода в сотрудничестве с южнокорейской корпорацией Samsung Heavy Industries. Эти ПБУ работают на шельфе Сахалина. 
Дочерняя компания "Газпром нефти" – ООО "Газпромнефть-Сахалин" – ведёт добычу сырья в Печорском море с МЛСП "Приразломная". В 2014 г. было также выполнено разведочное бурение на нефтяном месторождении Долгинское в той же акватории. 

Но всё же масштабы проводимых работ на арктическом шельфе явно недостаточны для того, чтобы выйти на заданные уровни добычи.

Полный текст читайте в №10 "Нефти России"

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2024. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – Exdesign.