Вышел новый номер журнала "Нефть России".

Объявленный Баку год назад новый стратегический курс на развитие ненефтяной экономики, призванный снизить финансовую зависимость Азербайджана от экспорта "чёрного золота" и "голубого топлива", ожидаемых результатов не дал. Да, были приняты "дорожные карты" ("стратегическая" и с десяток попроще), но вытянуть национальную экономику из системного кризиса и поднять ВВП без больших нефтедолларов так и не получилось. Если в 2013 г. ВВП составлял 73,6 млрд долларов, то в 2016-м – 33,8 млрд. Таким образом, налицо падение в 2,2 раза.

В сентябре 1994 г. было подписано СРП с иностранными нефтяными компаниями по блоку Азери-Чираг-Гюнешли. Именно оно де-факто вытянуло страну из экономического кризиса начала 1990-х. Теперь же, осенью 2017-го, Баку вновь вынужден ставить на АЧГ. Потому что больше, как выяснилось, не на что.
Подписано новое СРП по данному блоку (срок действия – до конца 2049 года), в пластах которого, по официальной версии, остаются 500 млн тонн извлекаемой нефти. В Баку рассчитывают, что ожидаемые инвестиции в проект (свыше 40 млрд долларов), "новейшие западные технологии и ноу-хау", но главное – большая каспийская нефть помогут выйти из экономического кризиса.
Помогать Азербайджану в этом деле, помимо АЧГ, должны газоконденсатные месторождения, в первую очередь Шах-Дениз. Там также планируется активно применять новейшие зарубежные технологии для глубоководной добычи газа (на мелководье ловить уже особо нечего).
Причем управлять этими инвестиционными, организационными и технологическими процессами будет не ГНКАР, а по-прежнему британская ВР. Под её руководством "нефтянка" Азербайджана в ближайшее время должна обрести "второе дыхание". Вопрос: обретёт ли?
Подписанное 14 сентября 2017 г. в Центре Гейдара Алиева (Баку) новое СРП по АЧГ можно оценивать как квинтэссенцию политико-экономического курса страны на период до 2050 года.
Во-первых, как заявил на церемонии подписания соглашения президент Ильхам Алиев, "падение мировых цен на нефть не изменит избранный Азербайджаном путь по освоению запасов углеводородов".
Во-вторых, ключевыми партнёрами Баку по-прежнему будут нефтяные компании Великобритании и США. Это, как заявила в своём приветственном послании британский премьер Тереза Мэй, "ещё больше усилит наше сотрудничество с Азербайджаном". А если без дипломатии, ещё больше укрепит зависимость его экономики от западных денег, оборудования, менеджмента и "доброго отношения".
В-третьих, условия нового СРП для страны менее выгодны, чем соглашение 1994 г. Возможно, это является результатом мощного прессинга британских и американских СМИ, развернувших за неделю до подписания нового документа массированную информационную атаку на Баку. Суть западных обвинений состоит в следующем: в 2012-2014 гг. власти республики потратили на подкуп европейских политиков, приобретение предметов роскоши и отмывание денег 3 млрд долларов.
Срок действия первого СРП, подписанного 20 сентября 1994 г. (контракт вступил в силу 12 декабря того же года), истекал в декабре 2024-го. И в начале 2000-х годов в Баку всерьез рассматривали планы самостоятельной разработки блока АЧГ после истечения срока действия СРП. Власти страны полагали, что ГНКАР и без помощи британской ВР – оператора "контракта века" – справится с эксплуатацией "совместно установленных" на шельфе Каспия морских стационарных платформ (к 2017 г. действовало шесть добывающих и две технологические МСП). В этом случае страна стала бы получать 100% доходов от реализации нефти, добытой на блоке.
Но сбыться этим планам – рациональным и национально ориентированным – было не суждено. В конце 2016 г. ВР, озабоченная приближающимся сроком завершения действия "контракта века", предложила подписать новое долгосрочное СРП. Республика не смогла отказаться от такого предложения.
"Козыри" на руках у ВР действительно были сильные. На проектный максимум добычи – 50-55 млн т в год – АЧГ не вышел ни в 2010 г. (реальные объёмы производства составили 40,6 млн т), ни в последующие годы. В октябре 2012 г. президент И.Алиев обрушился с резкой критикой в адрес ВР. Он упрекал компанию за сокращение добычи на АЧГ и "недополучение на фоне стабильно высоких цен на нефть свыше 8 млрд". Глава государства дал ВР месяц на ее исправление. Однако несмотря на это ситуация на блоке не улучшилась.
Официальные объяснения хронического падения добычи на АЧГ были сведены к сложной геологии контрактных площадей, экономической целесообразности контролируемого снижения производства и к заботе о будущих поколениях, которым надо оставить малую толику нефти и газа.
Неофициальная же версия утверждала, что "новейшие технологии добычи" на АЧГ, использованные ВР, обеспечили первоначальный интенсивный отбор сырья, что привело к ухудшению коллекторских свойств пластов. Произошёл этот казус по воле случая или оказался одним из ходов гроссмейстерской игры, затеянной иностранными инвесторами – уже не важно. Важно, что нефть на блоке есть, но чтобы до неё добраться, необходимы новые МСП, передовые технологии и, естественно, многомиллиардные инвестиции.
Но у Баку в настоящее время таких технологий нет. Поскольку после подписания СРП на блоке использовалось только западное оборудование, нефтегазовое машиностроение
республики "оказалась не в тренде", и тихо угасало. Нет и необходимых финансовых средств. Зато немало долгов. Так, госдолг Азербайджана к концу 2017 года достиг 11,2 млрд долларов, а долг ГНКАР – превысил 7 млрд.
Именно поэтому – от финансовой и технологической безысходности – пришлось отказаться от мечты о полном контроле (с конца 2024 г.) над углеводородными богатствами блока и пойти на предложенные партнёрами условия, гарантирующими ВР управление на АЧГ до 2050 года.
Разумеется, помня о пиаре, в Баку назвали новые условия более выгодными, чем в СРП от 1994 г.
Выгоды СРП-2017 по сравнению с СРП-1994, по версии Баку, выглядят так. Во-первых, это бонус в размере 3,6 млрд долларов, который получит Азербайджан (точнее, Госнефтефонд – ГНФАР) от иностранных участников проекта в течение нескольких лет. Во-вторых, это 25% долевого участия ГНКАР, выросшего за счет уменьшения доли иностранных компаний. В-третьих, Центр стратегических исследований при Президенте Азербайджана, сделав акцент на геологических запасах блока, составляющих 2 млрд тонн нефти, заявил о том, что "новейшие западные технологии и ноу-хау" позволят увеличить коэффициент извлечения нефти "контракта века.
Правда, если покопаться в деталях, выяснится, что де-факто условия СРП-2017 для страны менее выгодны, чем его предшественника.
Полный текст читайте в №10 "Нефти России"
© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2025. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – Exdesign.