Вызовы "молодого" рынка

21 Мар 2017

Вызовы "молодого" рынка

Рынок сервисных услуг в нефтегазовом комплексе считается "молодым". Он зародился на постсоветском пространстве в результате приватизации геофизических трестов, ранее входивших в состав министерств. 

Александра Уточкина, ведущий аналитик исследовательской компании "Текарт"

На заре развития рынка (в 1990-е годы) отечественные сервисные компании были представлены на нём массой мелких независимых игроков, специализировавшихся на разведочном и эксплуатационном бурении, а также ТКРС. Для того времени вполне характерными явлениями были недопоставка услуг либо низкое качество проводимых сервисных работ со стороны российских предприятий. 

В свою очередь, зарубежные сервисные компании в тот период активно осваивали наш рынок. Они предлагали, прежде всего, услуги по интенсификации добычи и повышению нефтеотдачи пластов. 

С 2000-х годов, с ростом мировых цен на нефть, интерес инвесторов к отрасли повысился. Были созданы крупные независимые российские компании, рынок стал более цивилизованным и прозрачным. Как следствие, до 2008 года данный сегмент был наиболее быстрорастущим в российской нефтегазовой отрасли.

В докризисный период тенденция увеличения стоимости сервисных активов была характерна для всего мирового рынка. Это связано с тем, что добывающие компании для обеспечения потребностей растущей экономики были вынуждены поддерживать и даже наращивать добычу нефти и газа. Между тем, с течением времени продуктивность старых месторождений падает, и поэтому требуется всё больший объём услуг по повышению нефтеотдачи. 

Стимулом для роста (в денежном выражении) сервисного рынка в России стало также уменьшение легкодоступных запасов нефти. Это вынудило добывающие компании перемещать свою деятельность в районы с более сложными условиями, вести разработку ресурсов шельфа. С каждым годом увеличивалось число сложных проектов. А следовательно, росли затраты на инжиниринг и сервис. В период 2003-2008 гг. средние ежегодные темпы прироста (CAGR) на российском рынке нефтесервиса достигали 22,3%. 

Однако в 2009 г. девальвация рубля и снижение цен на оказываемые услуги спровоцировали замедление активности сервисных компаний. Падение рынка достигло 26,4%. 

С конца 2009 г. наблюдается посткризисное восстановление отрасли. Среднегодовые темпы роста за последние семь лет составили 10,2%, объём реализации сервисных услуг увеличился с 14,5 млн долларов в 2009 г. до 27,8 млн долларов в 2016 г. 

Драйверами роста нефтесервисного рынка стали сегменты эксплуатационного бурения, гидроразрыва пласта и текущего и капитального ремонта скважин. Так, показатели эксплуатационного бурения увеличивались не только за счёт большей проходки, но и благодаря расширению спектра задействованных технологий. Набирает популярность горизонтальное бурение (ГБ), зачастую реализуемое с гидроразрывом пластов (ГРП). Всё чаще в целях интенсификации нефтедобычи на скважинах с низким дебитом применяется зарезка боковых стволов (ЗБС).

В 2014-2016 гг. введение санкций со стороны США и ЕС привело к снижению темпов развития российского нефтесервисного рынка. Возникли сложности с привлечением капитала, технологий и оборудования. В результате объём потребления услуг в отрасли в 2015 г. составил около 27,5 млрд долларов. Оценочная величина рынка по итогам 2016 г. практически соответствует уровню предыдущего периода, она выросла всего на 1,1%.

Почти 97% всех сервисных услуг в России приходится на четыре основных региона: Западную Сибирь (71%), Восточную Сибирь и Дальний Восток (10%), Волго-Уральскую (9%) и Тимано-Печорскую (7%) нефтегазоносные провинции.

В Западной Сибири расположен основной объём добывающих скважин и создана необходимая инфраструктура. Восточная Сибирь и Дальний Восток являются весьма перспективными регионами, несмотря на высокую себестоимость освоения месторождений. Это связано с необходимостью заполнения трубопроводной системы "Восточная Сибирь – Тихий океан".

Высокий потенциал сервиса в Тимано-Печоре объясняется сложным геологическим строением месторождений и значительным объёмом залежей УВС (около 2,4 млрд т). 

К другим регионам, богатым углеводородами, относятся южные районы РФ, шельф Каспийского и Баренцева морей. В них возможно кратное увеличение объёмов сервисных работ – при наличии государственной поддержки и стабильно высоких ценах на нефть и газ. Однако отсутствие или недостаточное качество инфраструктуры (дороги, трубопроводы), а также суровые климатические условия и невысокие цены на нефть снижают интерес участников рынка к реализации ряда уникальных проектов.

Структура российского рынка по видам услуг, согласно данным "Текарт", в последние несколько лет является стабильной. Свыше половины общего объёма работ приходится на бурение, еще 16-20% – на текущий и капитальный ремонт скважин, 14-16% – на геологоразведку. Оставшуюся часть занимают интенсификация добычи УВС и повышение нефтеотдачи пластов.

Лидерами российского рынка сервиса являются собственные подразделения компаний "Роснефть" и "Сургутнефтегаз". Их суммарная доля превышает 25% совокупного объёма оказанных услуг. Среди независимых подрядчиков крупнейшими игроками являются EDC (10%), Schlumberger (10%), Halliburton (4%) и АРГОС (3%).

На прочие средние и малые компании в совокупности приходится 41% объёма сервисных работ. Однако доля каждого участника не превышает 2%. Такие предприятия, как правило, оказывают услуги в области вспомогательного сервиса для геофизики, строительства и ремонта скважин.

Основные иностранные сервисные компании, представленные на российском рынке, являются лидерами мировой индустрии: Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes и Weatherford. Эти холдинги имеют более чем 50-летний опыт работы в США и в других странах. При этом они умеют действовать в совершенно различных геологических, климатических, экономических и политических условиях.

Эти гиганты пришли в Россию в 1990-е годы. Их экспансия заключалась в приобретении разрозненных региональных сервисных компаний, что позволило им лучше понять состояние конкретных направлений рынка и получить в распоряжении специалистов с опытом работы в местных климатических условиях. Однако за последние два года обороты мировых лидеров сократились в среднем в два раза. Так, падение выручки в 2016 г. в сравнении с 2015 г. составило для Schlumberger – 21,7% (27,8 млрд долларов), для Halliburton – 31,8% (16,1 млрд), для Baker Hughes – 42% (9,8 млрд) и для Weatherford – 43,4% (5,6 млрд).

Основное конкурентное преимущество зарубежных игроков, которое позволило им закрепиться на рынке, – новейшие технологии сервиса. Иностранные корпорации одними из первых в России начали выполнять сложные гидроразрывы, перенесли на новый уровень услуги цементирования, подготовки буровых растворов и другие операции сопровождения бурения, впервые применили технологию колтюбинга. Они также удерживают первенство в области программных средств.

В России также работают совместные предприятия, позиционирующие себя как представительства или отделения иностранных компаний: "Катконефть", "Катобьнефть" (оба – СП CAToil AG), "Рус Империал Груп" (Imperial Energy Corporation).

Полный текст читайте в №3 "Нефти России"

© Информационно-аналитический журнал "Нефть России", 2017. editor@neftrossii.ru 18+
Все права зарегистрированы. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 30 апреля 2013 года.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации – ЭЛ № ФС 77 - 53963.
Дизайн сайта – exdesign.su