Вышел новый номер журнала "Нефть России".
Вы здесь
Главная ›Может ли Россия повлиять на нефтяные цены?
Может ли Россия повлиять на нефтяные цены?
В ноябре стартовали учебные торги экспортным сортом нефти Urals российских компаний: начал работу симулятор торгов фьючерсами на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Идея создания отечественного нефтяного эталона существует уже несколько лет. Россия полна решимости запустить собственный фьючерсный рынок углеводородного сырья – вопрос приобретает особую актуальность в условиях низких цен на нефть и роста скидки на Urals по сравнению с Brent.
Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа за относительно недолгое время своего существования (7 лет) стала важным элементом российского топливно-энергетического рынка. Основные клиенты СПбМТСБ – крупнейшие российские ВИНК, независимые НПЗ, трейдеры, конечные потребители. Через биржевую торговую систему в 2014 г. прошло порядка 17 млн т нефтепродуктов и свыше 720 тыс. т сырой нефти. Среди продавцов можно отметить "Зарубежнефть", продающую сырьё, добываемое ею в России; "Башнефть Полюс", реализующую на бирже свои объёмы в соответствии с условиями лицензионного соглашения по месторождению им. Требса и Титова.
Наряду с биржевыми продажами все производители регистрируют свои внебиржевые сделки с нефтью. Пока данное требование распространяется на внутренний рынок. Общий объём зарегистрированных сделок составляет порядка 19% от уровня производства сырой нефти.
Сегодня СПбМТСБ нацелена на существенный рост реализации сырой нефти за счёт организации торгов экспортными контрактами. Практически вся мировая торговля на нефтяных рынках ведётся с привязкой к нескольким международным бенчмаркам, из которых наиболее популярными являются Brent и WTI. При этом около 70% международных поставок физической нефти оцениваются в привязке к сорту Brent. Российская экспортная смесь, в частности, её самый известный и крупный физический поток – Urals – также торгуется на основе дифференциала к этому сорту.
Общеизвестно, что существующая система ценообразования несовершенна, а её кажущаяся незыблемость основана в значительной мере на инерционности процессов и заинтересованности крупных бенефициаров рынка Brent. В нынешнее время, в условиях нового витка падения цен, российские экспортёры и бюджет как никогда ранее заинтересованы в сокращении любых возможных потерь выручки.
Россия демонстрирует высокие и стабильные показатели экспорта. Объёмы поставок на международные рынки сортов Urals и ESPO (ВСТО) вдвое превышают поставки BFOE, Oman и Dubai, вместе взятые. Экспортные потоки российской нефти идут через порты Балтийского, Средиземного морей и Дальнего Востока. Ни один другой сорт не имеет такого международного присутствия. Можно отметить благоприятную структуру отечественного рынка: на нём присутствует достаточное количество производителей и конечных потребителей, необходимое для соблюдения требования прозрачности ценообразования. Масштаб рынка огромен: объёмы производства нефти стабильны и почти в 13 раз превышают показатели добычи сорта Brent.
Главным недостатком текущей модели мирового нефтяного рынка для нашей страны является то, что на российскую экспортную смесь сегодня не существует прямой котировки, выраженной в денежной сумме за единицу товара. Ориентиром служит формула, предусматривающая использование котировки маркерного сорта. Гибко изменяемые компоненты этой формулы приводят к динамично меняющемуся дисконту относительно стоимости Brent. В теории на разницу между ценой российской нефти и Brent, а равно и любого другого сорта, должны воздействовать только два фактора: различия в качестве и логистика. В реальности это не так. Оценка Brent (и, соответственно, Urals) зависит от данных, собираемых, обрабатываемых и публикуемых иностранными ценовыми агентствами. Свою оценку они стараются основывать на информации о сделках с физической нефтью. Но количество таких сделок ничтожно по сравнению с объёмом рынка фьючерсов на Brent. Соответственно, большую часть времени агентствам приходится использовать данные о намерениях сторон, а не о фактически заключённых сделках. Методология оценки сложна, спорна и непрозрачна. Добросовестность отдельных компаний, отчитывающихся о сделках с физической нефтью, может быть поставлена под вопрос.
На практике существует несколько возможных способов манипулирования котировкой Brent компаниями, направляющими отчёты о сделках в ценовое агентство. В частности, такой отчёт, содержащий сведения о стоимости нефти, перевезённой на том или ином танкере, может быть использован для оценки сырья на других судах. Договор, о котором направлен отчёт, в действительности может быть связан с нераскрытыми данными других договоров (что изменяет реальную цену поставки товара) или заключён формально независимыми компаниями, хотя в реальности они в сговоре. Отчёт о договоре может не содержать важные дополнительные условия, влияющие на конечную цену.
Таким образом, использование ценовыми агентствами малопрозрачной и незащищённой от манипулирования методологии мешает установлению реальной стоимости нефти. Дополнительные искажения вносятся в отчёты при неверно рассчитанной марже переработки. Существующая система оценки позволяет занижать стоимость Urals на суммы до нескольких долларов на баррель. Оценка стоимости фрахта также зачастую вносит свою долю искажений. Повышение ставок на него нередко приходится именно на даты отгрузки по контракту нефтяных компаний из РФ.
Таким образом, существующее ценообразование на российскую нефть, к сожалению, вторично, непрозрачно и подвержено искажениям. Фактически можно сказать, что определение справедливой стоимости не осуществляется. Система оценки нефти, основанная на Brent, постепенно утрачивает свою значимость в качестве мерила истинной стоимости сырья на мировом рынке. Тем не менее, она продолжает применяться, потому что в ней заинтересованы те немногие стороны, которые принимают участие в поддержании этой устаревшей структуры цен в ущерб интересам производителей других сортов нефти.
Реализуемый ныне на СПбМТСБ сложный, ориентированный на экспорт проект по созданию эталонного сорта (или бенчмарка) Urals имеет в своей основе долгосрочный контракт на поставку товара или поставочный фьючерс. Бенчмарк даст российским компаниям, кроме возможности активно участвовать в ценообразовании и управлять ценовыми рисками, ещё и существенную экономическую выгоду.
Полный текст читайте в №1/2 "Нефти России"