Вышел новый номер журнала "Нефть России".
Вы здесь
Главная ›"Газпрому" вход воспрещён
"Газпрому" вход воспрещён
История развития украинской газотранспортной системы (ГТС) началась более века назад. Первый газопровод на Украине был проложен в 1912 г. для подачи попутного газа Бориславского месторождения до промышленных потребителей в Бориславле и Дрогобычах. После открытия Дашавского газового месторождения был построен газопровод длинной 14 км до города Стрый. Но полноценное становление ГТС пришлось на времена СССР. В 1967 г. был введён в эксплуатацию газопровод "Братство" (Долина – Ужгород – западная граница) и началась подача газа в страны Центральной и Западной Европы. Благодаря этому УССР, а затем и независимая Украина стала крупнейшим транзитёром.
Сегодня ГТС Украины оказалась в сложной ситуации, и причины этого не столько технологические и экономические, сколько политические…
За годы "независимости" страны предпринимались различные попытки изменения статуса ГТС. Власти Украины обсуждали несколько вариантов, начиная с её полной приватизации и заканчивая идеями создания двух-трёх консорциумов с участием Евросоюза, России и даже США. Но найти консенсус так и не удалось. Одной из главных причин этого стала сильная политизация ситуации вокруг ГТС. процесса. Украинские власти трактовали её как "национальное достояние", которое не может принадлежать или управляться никем кроме как самой Украиной.
Мировой опыт показывает, что у наиболее эффективных ГТС имеются негосударственные собственники. И во многих случаях это нефтегазовые компании, владеющие ГТС в разных долях (зачастую – через свои дочерние предприятия). Очевидно, что благодаря этому данные системы управляются с наибольшей отдачей и не возникает таких банальных вопросов как: "за чей счёт и кто будет их ремонтировать и модернизировать?" А на повестке дня украинских властей такой вопрос постоянно стоит.
Так, 21 мая 2014 г. во время конференции высокого уровня в Брюсселе, посвящённой европейской энергостратегии, председатель правления компании "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев предложил странам ЕС отремонтировать ГТС Украины. Ранее министр топлива и энергетики Юрий Продан сообщал, что модернизация ГТС только на первоначальном этапе потребует вложений в объёме не менее 3-4 млрд долларов.
"Газпром" проявлял интерес к ГТС Украины, но вовсе не пытался поглотить её, а предлагал схему долевого участия. Рассматривался даже взаимовыгодный проект по слиянию российского концерна с НАК "Нафтогаз Украины". В случае прямого участия "Газпрома" в управлении и владении ГТС Украины последняя получала бы множество неоспоримых плюсов. Это не только значительные инвестиции в развитие предприятия, работающего и платящего налоги на территории Украины, но и гарантированное обеспечение загрузки ГТС российским газом.
Но на Украине политическая составляющая перманентно преобладает над экономической. И вектор развития страны постоянно меняет своё направление в зависимости от победы той или иной политической силы на определённом этапе. Именно политическая нестабильность делает Украину не очень надёжным партнером по транспортировке российского газа. В результате российский концерн вынужден был вкладывать миллиардные инвестиции в создание альтернативных маршрутов ("Северный поток", "Южный поток"). Одновременно компания начала терять интерес к украинскому газопроводу. Глава "Газпрома" А. Миллер заявил, что необходимо сначала "изменить с десяток украинских законов, чтобы что-то делать с ГТС". Кроме того, стоимость её "очень невелика".
Отсутствие у Украины желания и средств для эффективного управления собственной ГТС привело данную систему к состоянию, когда необходимы значительные инвестиции для продолжения её функционирования. Складывается ощущение, что украинские политики готовы полностью потерять транзит газа, но не пойти на соглашение с прямым поставщиком ресурса.
Данная ситуация негативно сказывается на объёмах прокачки газа, они неуклонно падают. Если в 2007 г. Украина обеспечила транзит 115,2 млрд м3 "голубого топлива", то в 2013 г. он составил всего 86,1 млрд м3. То есть мощности ГТС используются менее чем на половину (напомним, они достигают "на выходе" 178,5 млрд м3).
Такое падение объёмов транзита негативно повлияло на экономические показатели компании и привело к значительному сокращению рабочих мест. Так, в 2009 г. в ПАО "Укртрансгаз" работало 28 546 человек, а в 2013 году – 24 327. Более того, в сентябре 2013 г. советник председателя правления ПАО "Укртрансгаз" Константин Бородин анонсировал консервацию мощностей ГТС, отключение компрессорных станций и сокращение персонала на 3 тыс. человек. Что интересно, он мотивировал это желанием сэкономить 40 млн долларов. То есть частичная потеря бизнеса с уменьшением транзита газа, дальнейшей консервацией мощностей и массовыми увольнениями называется экономией? С таким же успехом можно окончательно потерять транзит, остановить ГТС, уволить весь персонал и отрапортовать об экономии средств! Но обычно за транзит ведётся конкурентная борьба с целью увеличения мощностей и создания рабочих мест.
Помимо изношенности ГТС на Украине остро стоит и другая проблема – воровство газа. 24 июня 2014 г. в Киеве прошёл международный Украинский энергетический форум Адама Смита. Любопытно, что его лозунгом стала фраза "Воруйте меньше, инвестируйте больше, играйте в честную игру, и продайте газопровод…". А 4 сентября по результатам заседания правительства Украины министр Кабинета министров Остап Семерак заявил, что одобрен законопроект, которым предлагается ввести уголовную ответственность за кражу газа (максимальное наказание – до трёх лет лишения свободы). "Якобы в связи со сложными обстоятельствами с поставками газа на украинский рынок происходят потери газа. Но в действительности речь идёт о банальном разворовывании природного газа", – отметил О. Семирак. В случае принятия такого закона Украина станет единственной страной мира, где за воровство газа выделену в отдельную статью Уголовного кодекса.
Полный текст читайте в №10 "Нефти России".